По мере оживления рынка с конца минувшего года самыми популярными у покупателей становятся недорогие квартиры в готовых к сдаче новостройках. Жилье на ранних стадиях возведения не пользуется спросом. Спекуляции в расчете на рост рынка сейчас рискованны, а те, кто приобретает квартиру для жизни, боятся стать заложниками строительной компании.
Спросом пользуются лишь те объекты, где динамика изменений на стройплощадке заметна невооруженным глазом. Как показало время кризиса, даже самые солидные компании могут столкнуться с непредвиденными трудностями, из-за которых работы на объектах останавливаются, и, бывает, на длительный срок, отмечают аналитики компании VERITAS.
В 2009 году на первичном рынке произошло изменение самого портрета покупателя, связанное со смещением рынка в сторону эконом-класса и умеренных цен. Например, сравнительно недавно ценз приобретения жилья в столичных новостройках составлял несколько сотен тысяч долларов. Сегодня же в порядке вещей стали объявления - «квартиры от 3,5 млн. руб.».
Число покупателей квартир в объектах бизнес-класса стабильно снижалось. На данный момент, по оценкам аналитиков, в столице возводится 2 млн. кв. м. жилья категории бизнес-класса. Средняя цена квадратного метра в них составляет порядка 150 тыс. руб., конечная цена, как правило, определяется в процессе торга.
Еще одной приметой «нового» времени можно считать изменение потребительских характеристик жилья эконом-класса, строящегося сегодня уже по индивидуальным проектам. В то же время, нынешний столичный «бизнес-класс» в большинстве своем отстает от своих европейских аналогов по всем параметрам за исключением цены.
«Ранее, индивидуальные проекты ассоциировались исключительно с бизнес-классом. В частности, появились строящиеся монолитно-кирпичные объекты, в которых квартиры имеют гораздо более скромные, чем в традиционном бизнес-классе площади, при этом бюджет покупки квартир в таких домах вполне сопоставим с жильем в менее комфортной панели», - отмечает генеральный директор компании «VERITAS» Елена Балабанова,
В целом, заметно повысилась ориентированность выводимых на рынок предложений на реального потребителя. Уходит в прошлое практика создания новых домов, исходящая из принципа «и так возьмут». Сегодняшний покупатель стал гораздо более разборчивым в отношении предмета приобретений, тем более столь дорогостоящего, как жилье в новом доме.