О страданиях российского автопрома в кризис написано уже немало. И, увы, улучшения ситуации с продажами легковушек не предвидится. Аналитики в очередной раз ухудшили прогноз развития отрасли. Впрочем, те, кто все-таки намерен купить машину, могут порадоваться: за первое полугодие автомобили подешевели на 19%. Правда, в долларовом эквиваленте. Средняя цена «железного коня» - $18 тыс.
Продажи падают, автокредитование буксует
Как Bigness.ru сообщили в Аналитическом агентстве «Автостат», за первые шесть месяцев 2009 года в России продано немногим более 728 тыс. новых легковушек. Это ниже результата за аналогичный период прошлого года на 49% (или 691 тыс. машин).
Одной из главных причин такого падения рынка аналитики Автостата называют существенное сокращение объемов выдачи кредитов на покупку автомобилей.
По их данным, за первые шесть месяцев 2009 года в кредит продано порядка 130 - 150 тыс. машин. А за аналогичный период прошлого года в кредит было продано около 700 тыс. новых автомобилей.
Таким образом, рынок автокредитования обвалился примерно на 80%. Напомним, что при этом Минпромторг предлагает урезать программу льготного кредитования в этом году в два раза. Подробнее об этом читайте также: Льготное автокредитование ополовинят в пользу экспорта
Иномаркам пришлось потесниться
А вот меры по ограничению импорта иномарок оказались более успешными, чем поддержка автокредитования.
Введение заградительных пошлин на поддержанные иномарки вызвало в стране много споров и недовольства. Однако жесткие меры оказались эффективными: доля отечественных автомобилей на рынке выросла.
Импорт подержанных автомобилей с введением новых таможенных пошлин сократился в 25 раз до 7,771 тыс. шт. Всего за январь-июнь официальный импорт автомобилей в Россию юрлицами сократился на 71%. При этом, 97% ввезенных автомобилей - новые.
В результате, доля продаж иномарок по стране в целом сократилась до 73,34%. Отечественные же модели улучшили свои позиции: их доля выросла до 26,66% с 25,49% в первом полугодии прошлого года.
Лидеры отрасли
Лидером продаж на российском рынке по-прежнему остается тольяттинская Lada. Продажи этой марки в первом полугодии составили более 183 тыс., а ее рыночная доля выросла до 25,14%.
Правда, на другие отечественные марки с каждым годом приходится все меньшая часть российского рынка легковушек. По итогам первого полугодия эта цифра составила меньше 2% и существенного влияния на рынок уже не оказывает, отмечают эксперты.
Самой продаваемой иномаркой в России в первом полугодии текущего года стали автомобили Chevrolet с объемом продаж 60 тыс. шт.
А в Европе
Стоит признать, что в кризис рынок легковых автомобилей пострадал во всем мире. Так, падение рынка в Европе (с учетом рынков России и Украины) за первое полугодие составило 18,4%.
Однако в ряде европейских стран авторынку оказывается существенная поддержка, направленная, прежде всего на стимулирование спроса населения.
И эта поддержка уже дала позитивные результаты. Так, в Германии была разработана весьма успешная программа выкупа ветхих авто. В частности, в ФРГ введены дотации в 2.5 тыс. евро на покупку нового автомобиля каждому, кто сдаст на утилизацию свою машину старше 9 лет.
И вот по итогам первого полугодия наибольшее количество автомобилей было продано в Германии (население которой по численности почти в два раза меньше населения России). В ФРГ за этот период реализовано 2,05 млн машин, их доля составляет 25% от общего европейского рынка. Второе место разделили Франция (1,13 млн шт.) и Италия (1,12 млн).
Россиянам остается только позлорадствовать, что наибольшее падение продаж легковых автомобилей в Европе зафиксировано не в нашей стране, а в Исландии, Латвии и Украине (82,3%; 78,9% и 73,8% соответственно).
Цена вопроса
Ну и что касается цен, то за отчетный период розничная стоимость автомобилей в рублях увеличилась. Вместе с тем, практически все автопроизводители активно использовали скидки, бонусы и специальные акции. В итоге стоимость автомобилей в долларовом эквиваленте снизилась в среднем на 19%.
Средняя цена автомобиля на рынке в долларовом эквиваленте составила $18 тыс. Наиболее доступной, как и прежде, остается продукция Lada. Cредняя цена одного вазовского автомобиля составила $6,8 тыс. (по средневзвешенном курсу доллара за полугодие 33,27 руб.).
Что дальше
Сопоставив все данные, аналитики Автостата в очередной раз решили изменить прогноз развития российского рынка в сторону уменьшения. Ведь реальные доходы населения снижаются, и потенциальных покупателей новых автомобилей становится все меньше.
В то же время автомобили, поставленные на российский рынок за время «потребительского бума» 2005 - 2008 годов, постепенно выходят на вторичный рынок. Такие подержанные авто сейчас являются хорошей альтернативой новым машинам.
Итак, аналитики видят два базовых сценария развития российского рынка. По оптимистическому сценарию в текущем году будет продано 1,55 млн автомобилей, и рост рынка начнется а весной 2010 года.
Пессимистический сценарий предполагает объем текущего года на уровне 1,35 млн машин с дальнейшим падением в 2010 годах. Согласно этому прогнозу рост начнется лишь в 2012 году. «Причем текущая ситуация в экономике России развивается таким образом, что вероятность серьезных потрясений на осень 2009 года увеличивается», - отмечают эксперты.