Минпромторг предлагает урезать в этом году финансирование льготного автокредитования в два раза. Высвободившиеся средства планируется направить на поддержку отечественных автопроизводителей - экспортеров. Однако, например, для Волжского завода такая помощь может оказаться медвежьей услугой. Ведь ВАЗу куда важнее сейчас увеличивать продажи, для чего и предоставляли льготы по кредитам.
Не успела в России толком заработать программа льготного автокредитования, как Минпромторг уже предложил сократить в два раза ее финансирование в этом году.
Министерство рекомендует перенести 1 млрд руб. средств, выделенных на эту программу, с 2009 на 2010 год. Ранее в 2009 году на льготное автокредитование планировалось потратить 2 млрд руб.
Такой мерой Минпромторг рассчитывает «растянуть» действие программы.
«Программа в полную силу заработала со второго полугодия. Соответственно основная нагрузка по платежам переходит на 2010 год», - говорится в сообщении ведомства.
«Практика реализации программы льготного кредитования показала, что использование средств носит неравномерный характер: с пиком в 2010 году и последующим постепенным снижением к 2012 году», - поясняет Минпромторг. Поэтому «ритмичность» финансирования нуждается в корректировке, считают в Министерстве.
Напомним, что главной программой по стимулированию спроса на автомобили в России является субсидирование процентов (на 2/3 ставки рефинансирования) по автокредитам.
В начале июля модельный ряд автомобилей, на покупку которых предоставляются льготы, был существенно расширен. Получить льготный кредит можно при покупке автомобиля стоимостью до 600 тыс. руб. вместо 350 тыс. руб.Кроме того, с 30% до 15% снижен размер максимальной предоплаты.
По оценкам Минпромторга, к концу 2009 года по льготным кредитам могут быть куплены 120 тыс. автомобилей (прежде в министерстве говорили о 150 тыс.). На 13 августа 2009 года в России выдано 25,4 тыс. льготных кредитов, а заявки на их получение подали 45,8 тыс. человек.
В ведомстве считают, что в 2009 году будет достаточно и 1 млрд руб., чтобы «компенсировать проценты по кредитам всем гражданам, приобретающим автомобиль по программе льготного автокредитования». Даже с учетом расширения перечня автомобилей, на которые распространяются льготы, подчеркивают в Минпромторге.
Вместе с тем, общий объем средств, выделенных на программу льготного автокредитования, не уменьшится, заверяет ведомство.
«Общая сумма останется прежней - 6 млрд руб. То, что будет "урезано" в текущем году, будет выделено в последующие годы», - передает РИА «Новости». Со ссылкой на пресс-службу Минпромторга.
Вместе с тем, как сообщает «Интерфакс», подобное перераспределении средств затеяно неспроста.
Минпромторг подготовил целый ряд предложений по перераспределению 11,5 млрд руб. бюджетных средств, выделяемых на поддержку автопрома в 2009 году.
Перетасовка государственного финансирование происходит в пользу «автопроизводителей-экспортеров». Ну а единственным крупным автопроизводителем-экспортером в России является «АвтоВАЗ».
Таким образом, за счет урезания финансирования других программ, государство пытается в очередной раз помочь Волжскому автозаводу. Тольяттинскому предприятию планируется собрать дополнительные 2,5 млрд руб.
Помимо льготного кредитования «под нож» Минпромторга попали еще несколько программ. В их числе, льготные кредиты автопроизводителей, модернизирующим производство и льготы лизинговым компаниям.
Как в интервью Bigness.ru рассказала аналитик ФК «Уралсиб» Анна Куприянова, снижение объема автокредитования в два раза в текущем году - «это негативное известие» для рынка. Ведь именно льготные кредиты на покупку авто в июне-июле несколько улучшили статистику продаж машин в России. На текущий момент это приведет к снижению объемов продаж.
Для самого Волжского завода новые меры поддержки могут также оказаться «медвежьей услугой». «На мой взгляд, для Автоваза было бы лучше, если бы сохранили больший объем льготного кредитования. Его модельки по этой программе лучше раскупались в последнее время», - заметила Анна Куприянова.
По словам аналитика, для предприятия сейчас гораздо важнее увеличить продажи, чем получить деньги на обслуживание оборотного капитала. Предоставляя очередной пакет помощи АвтоВАЗу, решают краткосрочные проблемы компании, но не решают фундаментальных проблем, уверена наша собеседница.
Напомним, что в июле «АвтоВАЗ» даже увеличил продажи машин на российском рынке на 12,4% по сравнению с июнем (до 32,43 тыс. штук). А снижение продаж автомобилей ВАЗ в январе-июле 2009 года к январю-июлю прошлого года значительно меньше падения рынка в целом (43,9% против 54%).
В августе также сообщалось, что около 80% автомобилей, купленных по льготным кредитам являются Lada.