- Читайте дополнение: Китайцам не хватает денег для покупки Volvo
Породистый шведский автопроизводитель Volvo, который приучил весь мир к безопасности, будет продан китайцам. Как стало известно в четверг из китайских СМИ, предварительное соглашение о сделке с корпорацией Ford Motor Co (которой принадлежит Volvo) уже достигнуто. Покупателем станет малоизвестная для европейцев компания Geely Automobile.
В ближайшие планы Geely входит организация в Китае (в городе Донгуан, что в провинции Гуанчжоу) производства популярного кроссовера Volvo XC90.
Компания Geely Automobile больше известна россиянам, чем жителям Европы или США. В нашей стране автомобили под этой маркой не только продаются, но и производятся. G eely – молодая компания, основанная в 1998 году, как подразделение Geely Holding Group. В 1998 году было выпущено всего 200 автомобилей, в 1999 году – 2000 штук. 2007-й год компания закончила, выпустив 181 517 автомобилей.
Среди своих китайских коллег (всего в Китае свыше 100 автопроизводителей), Geely может считаться почти высокотехнологичной компанией. В 2008 году она начала выпуск автомобилей на биотопливе. Кроме того, Geely Automobile одной из первой среди китайских производителей легковых машин принимала участие в автосалонах во Франкфурте и в Детройте.
Помимо Китая, автомобили этой компании производятся также в Уганде и в России (на мощностях завода «АМУР» в городе Новоуральск Свердловской области).
В планах Geely Automobile – войти на европейский и американский автомобильные рынки. Правда, «вход» этот дается непросто. В частности, в США модели Geely долго не могли получить разрешение на ввоз и продажу из-за неудовлетворительно прохождения некоторых краш-тестов.
Вообще, проблема безопасности сильно подпортила имидж китайским автопроизводителям. Достаточно вспомнить скандалы попыткой продавать в Европе копию внедорожника Opel Frontera - Jiangling Landwind 4x4. На краш-тестах по европейским стандартам этот «джип» заработал 1 балл из 16 возможных, после чего модель была запрещена к продаже. Плохие результаты показывали и другие автомобили из Поднебесной.
К имиджу «опасных» автомобилей, примешались и обвинения в плагиате. Копирование китайскими производителями популярных европейских моделей привело к целому ряду международных судебных разбирательств.
Все это, наряду с ничтожной узнаваемостью бренда, является для китайцев почти непреодолимым препятствием для завоевания рынков развитых стран. Главное конкурентное преимущество, которым сильны китайские производители – низкая цена.
Если к низкой цене приложить известный и уважаемый бренд, который бы по возможности контрастировал с негативной репутацией китайских автомобилей – то вкупе с ценовой доступностью это могло бы стать хорошим коктейлем для успеха в США и Европе.
Марка Volvo, за счет грамотно построенного в свое время маркетинга, стала синонимом безопасности. О лучшем приобретении китайские автопроизводители, казалось бы, и мечтать не смели.
Впрочем, и здесь китайцы остались китайцами, проявив поистине конфуцианскую мудрость и хитрость. Не далее, как месяц назад руководство Geely открещивалось от планов на покупку какого-либо из шведских автопроизводителей, несмотря на то, что она считалась одним из главных претендентов на покупку Saab или Volvo.
«Geely не делала, и не собирается делать впредь никаких ставок в торгах за Volvo или же Saab, несмотря на сообщения в СМИ», - говорилось в официальном заявлении.
Аналитики уже тогда высказывали предположение, что это может быть хитрым финтом китайского автопроизводителя. После подобного заявления Geely, рыночная стоимость Volvo и Saab несколько упала.
Цена сделки между Ford и Geely неизвестна, но, по мнению Цзия Синьгуанга, главного аналитика китайской Национальной корпорации развития автомобилестроения, её нижняя граница может составлять $3 млрд. Отметим, что корпорации Ford в 1999 году покупка шведской компании обошлась в $6,49 млрд.
«Спад мировой экономики - хорошее время для китайских фирм, чтобы покупать зарубежные активы», - говорит китайский аналитик.
За последнее время это уже вторая сделка, в ходе которой китайская компания покупает известный западный автомобильный бренд.
Напомним, в начале июля китайский производитель строительных материалов и промышленной техники Sichuan Tengzhong Heavy Industrial Machinery Co объявил о покупке Hummer, легендарного производителя внедорожников, входящего в корпорацию General Motors. Правда, планы этого покупателя пока ограничены внутренним китайским рынком.
Можно предположить, что это не последние подобные сделки. Своих покупателей до сих пор ждут шведский Saab (бывшее подразделение G eneral Motors ), американский Pontiac, не закрыта сделка по продаже Opel.
При этом количество потенциальных покупателей в мире ограничено. Фактически, в этой роли готов активно выступать только итальянский Fiat.
Напомним, крупные американские производители автомобилей – General Motors, Chrysler и Ford – вынуждены распродавать свои бренды и подразделения. Тому причиной стало тяжелое финансовое состояние всех трех корпораций, две из которых – Chrysler и GM – в настоящее время проходят процедуру банкротства.
Неуклюжая маркетинговая политика, резкое снижение спроса на автомобили в условиях мирового экономического кризиса оказались непомерно тяжелым испытанием для «большой детройтской тройки».
Сергей Малинин