Бразилия и Аргентина откажутся от американского доллара в двусторонней торговле. В масштабах мировой экономики – это мелочь. С другой стороны, это демонстрация последовательности и солидарности латиноамериканских стран в борьбе за независимость от США.
Отказ от доллара США в двусторонней торговле на днях продекларировали президенты двух стран, подписав соответствующие документы. Как сообщается, Центральные банки Бразилии и Аргентины проведут тестирование новой системы взаимозачетов в бразильских реалах и аргентинских песо уже к концу сентября. По словам министра финансов Бразилии Гидо Мантеги, предприниматели Бразилии и Аргентины смогут заключить первые экспортные контракты в национальной валюте своих стран начиная с 3 октября этого года.
Новая мера стала еще одним стимулом к региональной интеграции южноамериканских государств. Ожидается, что исключение американского доллара из внешнеторговых операций между Бразилией и Аргентиной будет способствовать увеличению товарооборота и существенно упростит торговлю, поскольку снимает необходимость приобретения долларов при заключении контрактов и исключает сопутствующие потери на курсовой разнице.
Переоценивать эту конкретную меру не стоит: оборот между самой Аргентиной и Бразилией в масштабах мирового рынка незначителен - не более 15 миллиардов долларов в год.
Однако Соединенные Штаты не может не настораживать последовательность, которую демонстрируют латиноамериканские страны в борьбе за независимость от США.
Самым крупным событием на пути к финансово-экономической независимости стало учреждение странами Латинской Америки «Банка Юга». Деятельность будущего банка будет направлена на уменьшение зависимости южноамериканских стран от МВФ, Всемирного банка и совсем марионеточного Межамериканского банка развития, базирующегося в Вашингтоне.
Причем границы амбиций вдохновителей строительства «Банка Юга» лежат далеко за пределами Латинской Америки. Первоначально эта идея была обращена к участникам «движения неприсоединения». Почва для подобного диалога благодатная - 116 государств, входящих в движение, являлись, по сути, аутсайдерами мировой политики, несмотря на свои мощные людские и ресурсные потенциалы. Да и слово «юг» в названии относится не только к Южной Америке. Здесь уместнее говорить об апелляции к одной из базовых идей «движения неприсоединения»: сотрудничество развивающихся стран по линии «юг-юг», которым противостоят страны «богатого севера» - США, Евросоюз и Великобритания.
Поэтому не исключено, что к «антидолларовому» соглашению между Аргентиной и Бразилией, вскоре присоединятся и другие создатели «Банка Юга» - Боливия, Эквадор, Парагвай, Уругвай и Венесуэла. Дальнейшим этапом может стать введение единой валюты для стран региона.
Впрочем, президент Венесуэлы Уго Чавес еще более решителен в своих фантазиях. В ходе недавней встречи в Москве, он высказал идею о превращении рубля в новую мировоую валюту, наряду с долларом США и евро. «Пусть рубль станет еще одной мировой валютой. Россия уже сегодня обеспечивает это своим ростом, своими золотовалютными запасами», - считает Чавес.
Сергей Малинин