Рекордный урожай пшеницы, на который уповают власти, не панацея от растущих мировых цен на зерно. На фоне дорожающего топливо и галопирующих цен на удобрения, обещания чиновников стабилизировать или даже понизить стоимость хлеба в России – нелогичны, уверены независимые эксперты рынка.
Цены на дизель растут более быстрыми темпами, чем на другие виды топлива, констатирует директор по развитию и маркетингу информационного центра «Кортес» Павел Строков интервью Bigness . ru . По данным его центра, в июле месяце средняя отпускная цена на дизельное топливо составила 27768 рублей за тонну. Для сравнения, вначале года стоимость тонны дизтоплива едва переваливала за 18100 руб. В общей сложности, цены на дизтопливо к июлю месяцу выросли в среднем по рынку на 53,4%.
Ценовая ситуация на рынке нефтепродуктов особенно сложной остается для сельхозпроизводителей, считают в Минсельхозе. По данным ведомственного мониторинга министерства, средневзвешенная цена дизтоплива по всем регионам России на 17 июля составила 26,7 тыс. рублей за тонну. За истекшую неделю она выросла на 0,7%, а с января 2008 года – на 41,3%. Хотя за счет региональных субсидий цены выросли не так, как в целом по рынку, все равно такой рост слишком для них чувствителен, передают РИА «Новости».
Между тем, власти не раз заявляли о том, что к этой осени цены на зерно, а значит, и на конечный продукт – хлеб могут не только стабилизироваться, но и снизиться. Главным образом, за счет рекордного урожая зерновых в этом году.
Минсельхоз сдержанно оценивает будущий сбор урожая: 85 млн т, из них около 50 млн –пшеница, что на три млн т больше, чем в прошлом. Увеличение урожая эксперты связывают с прошлогодними высокими ценами на зерно (в феврале цена одного бушеля (27,22 кг) пшеницы поднималась на $12), которые побудили инвесторов вкладывать деньги в производство и освоение новых земель сельхозназначения.
Озимый сев был более чем на два млн га больше, чем в прошлом году. Поступившие дополнительные финансовые ресурсы позволили закупить большее количество новой техники, использовать большее количество удобрений.
Таким образом, российские чиновники теперь не волнуются, что страна останется без зерна и хлеба. Да и на экспорт пойдет не слишком много зерна. Во-первых, потому что цены на зерновые снижаются во всем мире, так как высокий урожай ожидается и в других странах – США, Канаде, Украине, странах Евросоюза, и сверхприбыли от экспорта наши производители не получат.
Экспортный потенциал страны в новом сельхозгоду составит около 19 млн т. Но, по прогнозам, реальный экспорт не превысит 15-16 млн т.
Между тем, П.Строков считает, что чиновники переоценили возможности нового урожая. «При росте цен на энергоносители, в частности, на дизельное топливо, тем, кто занимается сельским хозяйством, в данном случае – зерном, не остается ничего другого, как перекладывать эти возросшие затраты на стоимость самого продукта. Потому будет ли урожай рекордный или менее высоким, чем ожидается, скорее всего, мы в любом случае увидим с вами рост цен на зерно», – говорит он.
Правда, другой наш эксперт, аналитик ИК «Велес Капитал» Дмитрий Лютягин, приводит свежие цифры, которые говорят о том, что «цены на зерно, которые формируются на мировых биржах, с средины марта имеют тенденцию к снижению. С $800 за один гуж, они упали примерно до $500. У торгов есть ожидания в отношении того, что будут хорошие урожаи», – делится он.
Однако Д.Лютягин все же солидарен с П.Строковым: «Вряд ли стоит верить обещаниям правительства снизить цены на зерно и, как следствие, на хлеб. Я в это особо не верю с учетом того, что наблюдается не только рост производства зерна. Нужно отдавать себе отчет, что потребление зерна на мировом рынке тоже растет», – говорит аналитик.
Возможно, цена на оптовом рынке муки или зерна стабилизируется и даже покажет какое-то снижение, но для конечных потребителей хлебобулочных изделий, я думаю, цены вряд ли изменятся в сторону уменьшения. Производители отыгрывают недавнюю «заморозку» цен. Им бы хотелось получать больше денег, рассуждает представитель ИК «Велес Капитал».
Директор Государственного НИИ хлебопекарной промышленности (ГОСНИИХП) Анатолий Косован констатирует, что многие хлебозаводы и пекарни из-за «заморозки» цен закончили прошлый год с убытками, часть предприятий сработало с нулевой рентабельностью. В большинстве этот показатель не превышал 7-10%, при минимально необходимом уровне для развития предприятий в 15%. Уговоры госчиновников о том, чтобы пекари сдерживали цену на хлеб, привели к тому, что он недооценен сегодня в 2,5 раза.
Между тем, считать, что будут расти лишь цены на хлеб, но никак не на зерно – ошибочно. Тем более, связывать это с ожиданиями урожая, говорит Д.Лютягин. предсказать погоду в период страды также достаточно сложно, как и поведение цен. Не исключено, что посевы могут погубить, например, ураганы или проливные дожди. Однако государство не учитывает этих рисков.
Кроме всего прочего, рост цен на зерно даже при хорошем урожае, может быть обусловлен дикими скачками стоимости удобрений. Так с начала года их стоимость в мире в среднем выросла на 350%, говорит Дмитрий Лютягин. Для России, правда, этот показатель примерно в двое меньше.
Однако, если учесть, что агрохолдинги заранее планируют свои будущие расходы для того, чтобы пережить зиму, заняться подготовкой к следующему сезону. «Это закупка тех же ГСМ, удобрений, запасных частей, техники. Только доля расходов на удобрения в цене зерна составляет – 15%, на топливо примерно 25%, а, может быть, и больше. Остальное уходит на кредиты, за счет которых в основном выживают агрохолдинги, плюс зарплата сотрудников и прочее», – приводит он цифры.
Тем более чем больше урожай – тем выше и расходы по его сбору. Так что предпосылок к снижению цен ни на зерно, ни на хлеб нет. Особенно в условиях, когда государство не может определиться с политикой введения или отмены заградительных пошлин на экспорт зерна из России.
С одной стороны государство хочет позволить местным производителям заработать на поставках на мировые рынки, с другой стороны, есть риск, что экспорт зерна могут ограничить из-за опасений, что на внутреннем рынке будет дефицит.
В свете таких предпосылок, президент России Дмитрий Медведев потребовал сохранить весь урожай, собранный в этом году в России: «Если урожай не будет собран целиком, стимул сократить цены на продовольствие сойдет на нет», – говорит он.
За последние годы запасы пшеницы во многих странах мира существенно сократились и составили около 107 млн тонн: подобное падение было зафиксировано только в 1978 году.
Таким образом, даже если все нынешние прогнозы относительно будущего урожая оправдаются, увеличить запасы в нынешнем сельскохозяйственном году удастся лишь на 13% – до 124 млн тонн. Это касается и России, даже рекордный урожай не спасет от необходимости импортных поставок зерновых из Казахстана, который наверняка будет ориентироваться на поставки зерна в Россию по мировым ценам.
Читайте также: Государство отказывается от борьбы с инфляцией
Наталья Трефилова