Третий удар за последнюю пару недель наносит государство по своей же антиинфляционной политике. После ограничения поставок мяса в Россию и конфликта с Белоруссией из-за низких цен на молоко очередной резонанс вызвала отмена экспортных пошлин на зерно. Попытка дать производителям зерна заработать на поставках за рубеж, может обернуться дефицитом. Чрезмерная уверенность правительственных чиновников в завтрашнем урожае зерна, может привести к непредсказуемым последствиям, пугают эксперты.
Экспортные пошлины на пшеницу и ячмень, введенные ранее, как антиинфляционная мера, фактически отменены. Дело в том, что Министерство сельского хозяйства уверено в хорошем урожае зерновых. Он будет на уровне 85 млн тонн, что на три миллиона больше, чем в прошлом году, констатируют наверху.
Справка: 1 июля 2008 года истек срок действия экспортных пошлин на зерно в РФ. Они действовали с 12 ноября 2007 года. В январе 2008 года решением правительства РФ экспортные пошлины на продовольственную пшеницу были увеличены с 10 до 40% (но не менее 105 евро за тонну). В частности, эта мера была направлена на стабилизацию ситуации на внутреннем рынке в условиях резкого подорожания зерна и хлебобулочной продукции. Запретительные пошлины помогли сохранить достаточный объем злаковых к началу зернового года. Запасы зерна в элеваторах на 1 июля составляют примерно 11,5 млн тонн.
Дальнейшая пролонгация экспортных пошлин нецелесообразна, говорят в Минсельхозе. Цены на зерновые в мире продолжают снижаться, так как высокий урожай ожидается и в других странах – США, Канаде, Украине, странах Евросоюза.
Высокая конкуренция среди стран-экспортеров и отмена экспортных пошлин может спровоцировать общее снижение цен на зерно в мире, в результате чего запланированный объем экспортного потенциала России может не быть реализован.
Директор департамента Маркетинга НКГ «2К Аудит – Деловые консультации» Елизавета Толстая отчасти согласна с этим утверждением, однако считает, что министрам стоит несколько обуздать свою уверенность в рекордных урожаях. «Не стоит также забывать, что урожайность зерна может оказаться ниже прогнозов Министерства сельского хозяйства, в этом случае цена на хлеб может подскочить в несколько раз», – поделилась она с Bigness.ru.
Свежо преданье о завышенном прогнозе урожайности зерновых в России в 2007 году. В итоге, страна испытала дефицит продовольственной пшеницы, и мы вынуждены были ввести заградительные пошлины.
Истечение срока действия заградительной пошлины на экспорт зерна в РФ может иметь непредсказуемые последствия, считает коммерческий директор ОАО «Верхнепышминский хлебокомбинат» Юрий Байдала. «Если вывозить зерно за рубеж будет хоть немного выгодно – его будут вывозить. Недостаток же зерна на внутреннем рынке тут же повлечет цепную реакцию, и цены поднимутся и на зерно, и соответственно на муку. А спустя 10 дней (по антимонопольному законодательству) возрастет и стоимость хлеба. Конечно, часть хлебокомбинатов постараются запасти муку, но рост цен на хлеб это все равно не остановит, так как общероссийские цены будут подниматься, а комбинаты, закупившие муку впрок, просто увеличат свою прибыль», – считает он.
Директор Государственного НИИ хлебопекарной промышленности (ГОСНИИХП) Анатолий Косован опасается повторения прошлогодней ситуации, когда вслед за ростом цен на зерно резко подорожала мука.
По его словам, в прошлом году за считанные недели цена на муку высшего сорта выросла с семи тысяч рублей за тонну до 12-14 тысяч. «Зерновые ресурсы, прежде всего, должны быть направлены на внутреннее потребление. Когда все уверены, в том, что нет проблем с дефицитом, тогда продавайте зерно хоть в Нигерию. Внутренний рынок должен быть обеспечен, чтобы не было непрогнозируемого всплеска цен», – поделился эксперт с нашими читателями.
А.Косован констатирует, что многие хлебозаводы и пекарни закончили год с убытками, часть предприятий сработало с нулевой рентабельностью. В большинстве этот показатель не превышал 7-10%, при минимально необходимом уровне для развития предприятий в 15%.
Закупать муку, по его словам, впрок не выходит, так как по технологическим нормам она должна храниться не более недели, иначе продукт теряет свои свойства. К тому же у предприятий недостаточно денег и емкостей для складирования. Примерно та же ситуация с запасами и на мукомольных предприятиях.
Между тем, замглавы Минсельхоза РФ Александр Козлов месяц назад заявил, что и государство не намерено увеличивать запасы зерна, то есть оно может отказаться от товарных зерновых интервенций. При высоких ценах на зерно нового урожая на мировых рынках не исключено, что сельхозпроизводители будут отказываться продавать государству зерно по заниженным ценам.
Впрочем, эксперты признают, что нельзя однозначно сказать, будет ли дефицит зерна в России из-за отмены экспортных пошлин. Вероятнее всего, стоимость хлеба вырастет в любом случае, так как львиную долю в конечной цене хлебобулочных изделий занимают дорогие энергоносители, транспортные издержки и торговые надбавки производителей и ритейлеров.
По данным ГОСНИИХП , отпускная стоимость хлеба с хлебозаводов на сегодня занижена в 1,5-2 раза. «В условиях растущей инфляции объем зерна в российских элеваторах не повлияет на рентабельность отечественных хлебопеков», – утверждает Е.Толстая.
Председатель «Движения Развития» Юрий Крупнов считает, что отмена экспортных пошлин вызвала слишком много шума. Власти решили, что это поможет сельскому хозяйству встать на ноги, а производители муки хлеба склонны считать, что такая мера породит дефицит.
На самом деле неправы ни те, ни другие, поясняет он. Политика государства, направленная на таможенное регулирование поставок мяса из Европы и Бразилии, попытки ограничить импорт дешевого сухого молока из Белоруссии, отмена экспортных зерновых пошлин – все это нельзя назвать антиинфляционными мерами.
Ю.Крупнов уверен, что это всего лишь стандартные классические меры по снижению инфляции, а не борьба с природой ее возникновения. Через пошлины и запреты мы не влияем на снижение себестоимости. «Настало время, когда мы должны в реальном секторе оказывать прямую финансовую господдержку. Вывози – не вывози зерно на экспорт, запрещай или нет импортную продукцию – производить собственных товаров мы не станем больше», – считает Ю.Крупнов.
Сбить цены и обуздать инфляцию можно лишь увеличением производства собственной продукции. Согласно этой логике, прежде всего необходимо сделать труд производителей выгодным: либо не ограничивать повышение закупочных цен, либо субсидировать из казны растущие затраты на энергоносители, чтобы обуздать удорожание продукции для конечных потребителей.
Только так у производителей сырого молока и мяса появится стимул развивать свое хозяйство и наращивать потенциал. А отмена и введение запретов – не больше чем игра на нервах производителей, которые сегодня могут продавать продукт дорого.
Наталья Трефилова