Российская экономика «перегрелась» - такой диагноз ей ставит Банк России в лице его первого зампреда Алексея Улюкаева. А раз она перегрелась, значит её нужно остужать. И первые шаги в этом направлении уже сделаны.
«Есть некоторые симптомы "перегрева" российской экономики, связанные с большим потребительским спросом, дисбалансом роста доходов и производительности труда», - сообщил первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев журналистам в четверг.
Кроме того, по его словам, рост инвестиций формируется не за счет частных внутренних средств, а за счет внешних источников и бюджетных средств. «В обществе есть мнение, что у нас недостаточные темпы экономического роста, их нужно повышать, но это неочевидно», - считает А.Улюкаев. По его мнению, некоторое «охлаждение» темпов экономического роста и роста активов банковской системы было бы не так уж и вредно.
Действительно, прошлый год вопреки всем пессимистическим прогнозам Россия закончился более чем достойно с ростом ВВП на 8,1%. Полюсами роста стали торговля, строительство и машиностроение. Несмотря на то, что рост отчасти стал возможен благодаря нефтедолларам, сам сырьевой сектор рос очень медленно.
8,1% - это не так много по сравнению с Китаем, где заговорили о «перегреве» лишь когда экономика несколько лет подряд росла более чем на 10%. Однако для России достигнуто более чем достаточно, уверены эксперты.
Действительно, налицо все классические признаки «перегрева», поделился с Bigness.ru Дмитрий Белоусов, ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП).
Экономика и инфляция растут наперегонки, безработица снижается. Все это отягащается двукратным отрывом темпов роста зарплаты от производительности труда – «доходы работников несколько лет подряд растут в 2-2,5 раза быстрее, чем результативность их труда», - говорит Белоусов, добавляя, что еще лет десять назад такая ситуация считалась невозможной даже в теории.
Внушает опасения и медленный, но верный перегрев кредитного рынка. «Центр кредитования перемещается в сторону высокорискованных операций», - отмечает Белоусов.
Иными словами, банки чаще всего кредитуют именно те группы отраслей, которые характеризуются большим уровнем невозвратов. В первую очередь это машиностроение, торговля, строительство. «Они более высокодоходны, но более рискованны», - подчеркивает эксперт.
Кроме того, амбиции российского бизнеса превышают его реальные возможности. По словам Дмитрия Белоусова, объявленные инвестиционные программы в сумме превышают реальные возможности экономики и ожидаемые объемы инвестиций.
Чем же страшен «перегрев»? Перегрев базируется на нескольких вещах – как реальных, так и психологических, напоминает Белоусов. К психологическим последствиям относятся завышенные ожидания бизнеса на активное инвестирование, готовность покупать более дорогую рабочую силу в надежде на быстрый экономический рост. Такие позитивные ощущения – это хорошо до тех пор, пока «что-то не случится».
В случае любого кризиса или даже намека на него, может произойти быстрая смена настроений от завышенных ожиданий к заниженным, говорит эксперт.
К объективным последствиям относится угроза банковского кризиса. «Предприниматели охотно берут деньги под высокорисковые программы, в финансовой схеме накапливаются риски, - говорит эксперт ЦМАКП. - А финансовый сектор у нас включен в мировую систему, и тем самым весьма уязвим».
Так что лучше аккуратно «студить» ситуацию. «Лучше вывести экономику на 6,5-7% устойчивого роста, чем получить незаслуженно резкую просадку в результате, например, падения мировых рынков», - считает Белоусов.
И некоторые меры уже предпринимаются. Сейчас в рамках антиинфляционной политики ужесточают денежную политику, чтобы ею остудить кредитный бум – это, по сути, признал и сам зампред ЦБ.
То, что в конце прошлой недели было с ужасом воспринято представителями финансового мира – повышение всех ставок ЦБ на 0,25% - видимо, и есть первый серьезный шаг к «обрезанию» роста ВВП.
Негативной стороной этого шага старший экономист ИБ «Траст» Евгений Надоршин считает то, что внутри России заемные деньги подорожают, что только усугубит проблемы российских банков с ликвидностью.Не решив проблемы с долгосрочным финансированием, многие банкиры уже начали сворачивать долгосрочное кредитование – те же ипотечные программы и некоторые виды потребительского кредитования, сказал эксперт в интервью Bigness.ru. Для многих «очень живо» встал вопрос относительно способности поддерживать программы автокредитования, ипотеки.
Впрочем, Центробанк призывает российский финансовый сектор не унывать. К марту-апрелю Улюкаев пообещал предоставить дополнительно ликвидности на 700 млрд руб, что, по его словам, решит все мыслимые и немыслимые проблемы отечественных банкиров.
Сергей Малинин