Потребительские и ипотечные кредиты могут подорожать, а круг потенциальных заемщиков еще более сузится. И это лишь часть последствий, которые ждут страну после повышения ставок Банка России.
Российский Центробанк в пятницу преподнес неприятный сюрприз всему банковскому сообществу. В рамках «борьбы с инфляцией» ЦБ повысил ставку рефинансирования с 10-ти до 10,25%. Это первое повышение ставки с предкризисного июня 1998 года. Тогда она была увеличена с 60-ти до 80%.
Не только это взбудоражило финансовый рынок. «Уникальный случай: впервые за всю историю кредитно-денежной политики, ЦБ поменял не просто ставку рефинансирования, но и все ставки сразу на 0,25%», - восклицает Евгений Надоршин, ведущий экономист ИБ «Траст».
Напомним, Совет директоров Банка России в пятницу поднял ставку по кредитам «овернайт» (до 10,25% годовых), по кредитам, обеспеченным залогом векселей, прав требования по кредитным договорам организаций или поручительствами кредитных организаций, предоставляемым на срок до 90 календарных дней (до 7,25% годовых), на срок от 91 до 180 календарных дней (до 8,25% годовых); по кредитам, обеспеченным активами, предоставляемым на срок до 30 календарных дней (до 9,25% годовых); по кредитам, обеспеченным залогом и поручительствами (до 9,25% годовых); по ломбардным кредитам, предоставляемым на 1 день (до 8,25% годовых); по операциям прямого репо: на срок 7 дней (до 7,25% годовых); на срок 1 день (до 8,25% годовых).
Это решение принято в целях сдерживания инфляции и снижения динамики денежной
массы. Однако время для таких действий выбрано крайне неудачно, сказал в интервью Bigness.ru Евгений Надоршин.
Сейчас участники финансового рынка очень опасаются всего, что может поставить под угрозу их ликвидность. Многие испытывают трудности в долгосрочном и даже краткосрочном финансировании, обращает внимание Надоршин. Сейчас банкирам трудно занять деньги даже на год, говорит эксперт. Некогда надежный и безотказный источник дешевых денег – западные финансовые структуры – стали менее доступными из-за мирового кредитного кризиса.
«Инициатива ЦБ легла на крайне негативный фон», - уверен Надоршин. По его расчетам, антиинфляционный эффект этой меры будет скромным - в пределах 0,1% по итогам года. А вот удар по кредитному рынку – крайне болезненным.
«Все надеялись, что ЦБ останется хотя бы нейтральным по отношению к банковскому сектору. Повышение ставок – крайне болезненный удар», - признает Надоршин. По его словам, не решив проблемы с долгосрочным финансированием, многие банкиры уже начали сворачивать долгосрочное кредитование – те же ипотечные программы и некоторые виды потребительского кредитования. Для многих «очень живо» встал вопрос относительно способности поддерживать программы автокредитования, ипотеки.
Уже есть предварительные оценки, по которым повышение ставок ЦБ приведет к удорожанию ипотечных кредитов на 2%.
Евгений Надоршин пока не видит позитива в действиях ЦБ. В отличие от Европейского Центробанка, а также Федеральной резервной системы США, повышение ставок Банком России не несет за собой повышения доходности рублевых бумаг, равно как и укрепление рубля. «Это чистое удорожание рефинансирования», - говорит Надоршин.
Впрочем, в самом Центробанке царит спокойный настрой. Как заявил на днях заместитель председателя Центробанка РФ Геннадий Меликьян, «проблема ликвидности у нас не стоит».
Сергей Малинин