Дополнительные акцизные марки не решат проблему контрафакта, в один голос твердят участники рынка легального алкоголя. К тому же, это дополнительные затраты на установку оборудования для расклеивания марок, плюс расходы на печать самих бумажных пломб.
Напомним, что в рамках защиты легального рынка от «паленой» водки государство вспомнило о хорошо забытых старых акцизных марках. С 1 января 2009 года все производители крепких напитков России будут обязаны клеить на бутылку не один акциз, а два. Первый – это бумажная «пломба», которая устроится на горлышке бутылки, вторая – штрих-код для учета в системе ЕГАИС.
Такой подход госчиновников к делу президент Союза участников алкогольного рынка (СУАР) Осман Парагульгов называет логичным, но недейственным. «Действительно, как и говорят чиновники, сегодня пустая тара из-под легальной водки – шанс для мошенника хорошо заработать. Перенесенная 2 года назад акцизная марка с горлышка на боковую строну бутылки облегчила жизнь производителям нелегального алкоголя», – поделился он с Bigness.ru.
Однако целесообразность нынешнего шага невелика, продолжает президент СУАР. Проблему изобилия «теневого» алкогольного рынка не решить новыми марками и наклейками.
Не видит смысла в дополнительном акцизе и директор центра исследований регионального и федерального рынков алкоголя «ЦИФРРА»Вадим Дробиз. Введение второго акциза абсолютно бесполезная мера, говорит он. «За последние 15 лет мы раз 8 меняли акцизные марки, для чего, не понятно. За это время нелегальный рынок вырос до таких бешеных объемов», – возмущается наш собеседник.
Наличие или отсутствие акцизной марки не влияет на рынок теневого алкоголя. Акцизы подделывали, подделывают и будут подделывать всегда, утверждает эксперт.
Что касается повторного использования тары, по словам Дробиза, это все надумано. «У нас в России невыгодно собирать бутылки и пускать их в оборот, так делают лишь совсем небольшие компании. И доля тех, кто использует такую тару, невелика. К тому же, повторному использованию бутылок мешает стекольный бизнес, который бурно развивается в России в последнее время», – делится специалист.
В России гораздо выгоднее делать хорошую дешевую нелегальную водку безо всяких акцизов, чем подделывать дорогую водку, пользуясь бывшей в употреблении тарой. Введение второго акциза, закрывающего горлышко бутылки, приведет к удорожанию продукта. Приблизительная цена одной марки – два-три рубля.
При этом предприятиям придется тратиться и на новое оборудование для их расклеивания, за которое тоже заплатит потребитель. «Казалось бы – какая ерунда, бутылка водки подорожает на 2-3 рубля. Но это страшно для России. У нас население бедное, оно не покупает легальную водку не потому, что не любит алкоголь «премиум» класса, у него нет денег! Страна у нас бедная. Поэтому любое удорожание продукта приводит к еще большему ценовому разрыву между легальной и нелегальной водкой», – утверждает Вадим Дробиз.
На подорожании водки и сыграет рост цен на спирт. Тому две причины. По прогнозам Дробиза, зерно будет дорожать и дальше из-за сложившегося на мировом рынке дефицита. Плюс ко всему, заводы установят к следующему году оборудование по утилизации барды (полезных отходов производства алкоголя), что тоже встанет в копеечку.
Кроме того, правительственная программа до 2010 года предусматривает рост акцизов на 20%. «Это самый оптимистичный прогноз. Уже сегодня Счетная палата выступила и дала понять, что 20% далеко не предел. Программа будет пересмотрена в сторону повышения акцизов», – говорит эксперт.
Если прибавить к росту акцизов, удорожанию спирта еще и ежегодную инфляцию, можно смело заявить, что через пару лет самая «дешевая» бутылка водки будет стоить 100 рублей за пол-литра. И это в лучшем случае, прогнозирует Дробиз.
По его подсчетам, влияние вышеперечисленных факторов сократит рынок легальной водки на 10-15% в пользу контрафакта. Что чревато разорением добросовестных производителей и всплеском отравлений потребителей.
Наталья Трефилова