Суррогаты, поддельная водка, некачественные вина - все это в скором времени может оказаться сначала на оптовых складах, а в итоге и на прилавках магазинов. Президент России подписал документ о выводе сферы оптовой торговли из системы ЕГАИС.
Что будет с рынком алкогольной продукции в России, стоит только догадываться. Когда ЕГАИС действовала в оптовой торговле, данные о количестве «паленой» водки на прилавках были из ряда вон удручающими. «Половину алкогольного рынка представляет собой нелегальная продукция. На сегодня только в Москве поддельной водки 25%, где все контролируется, а в регионах 40-50%», - констатировал на одном из круглых столов член комитета по безопасности Госдумы РФ Геннадий Гудков.
Напомним, Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС) была призвана вести полный учет всего производимого в России алкоголя – от конвейера завода до прилавка магазина. Однако к сегодняшнему дню, из-за проблем с внедрением системы, из зоны её действия выведена розница и опт.
Заместитель руководителя департамента потребительского рынка Правительства Москвы Владимир Слепак крайне резко высказался об отношении властьимущих к единой государственной автоматизированной информационной системе еще до вывода опта из ЕГАИС: «Как была преподнесена система контроля без розницы разработчиками? О каком тотальном контроле можно говорить без розницы, без потребителя? О какой системе товародвижения можно говорить, если исключено главное звено, которое фиксирует основные правонарушения», - возмущался Слепак.
Ситуация, когда «тотальный контроль» остался лишь в производстве и в импорте, вообще «ни в какие ворота не лезет», считает Слепак: «Оказывается теперь, что контроль распространяется только на сферу производства алкоголя. Двойка вам, господа! Нет такой системы, нет такого контроля!» - расчувствовался он на круглом столе.
Эксперты называют действия государства «безнравственными» как в отношении создания и внедрения этой системы в жизнь, так и в ее отмене. «Бизнес потратил из собственного кармана $300 млн., по крайней мере, половину на создание системы ЕГАИС потратил опт и продолжал платить за каждое рабочее место в ЕГАИС 30 тысяч рублей в месяц. Причем это было абсурдом, когда было признано чуть ли не на самом высшем уровне, что информация об этом никому не нужна», - говорит директор центра «ЦИФРРА», - поделился с деловым порталом Bigness.ru директор центра исследований регионального и федерального рынков алкоголя «ЦИФРРА» Вадим Дробиз.
Контрафакт просочился сквозь «тотальный контроль» государства. Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС) себя не оправдала, констатируют депутаты. Раз так, можно ее отменить, решили они. Росчерком пера законотворцы исключили из системы ЕГАИС оптовую торговлю алкоголем.
На деле же единая система госконтроля над оборотом алкоголя должна была остановить наступление «паленой» водки. В идеале в базе должна была накапливаться вся информация о производстве алкоголя, о его реализации на оптовые склады, а оттуда в розницу. Кроме того, в ЕГАИС предполагалось накапливать данные о потреблении алкоголя конечными покупателями, а также экспорте, импорте алкогольных напитков и о выявленных случаях контрафакта.
Такие данные ценились бы «на вес золота», считает Вадим Дробиз. Благодаря им, можно было бы спрогнозировать, что пьют в России, что стоит производить и по каким ценам, а что завозить из-за рубежа. Опираясь на эти данные, проще вычислять источники контрафакта и впоследствии препятствовать его появлению на рынке.
В общем, хотели как лучше… Получилось не то, на что рассчитывали, продолжает Дробиз. « На сегодня рынок контролируют десятки министерств и ведомств. Но нет взаимосвязанного контроля за рынком алкоголя, нет единого координационного центра. ЕГАИС - это инструмент контроля, в нее должна была стекаться вся информация. Но кто-то же должен был ее анализировать и на основании этого выявлять нелегальную продукцию», - делится он с читателями Bigness.ru.
Дробиз поделился, что «ЕГАИС не выполняла свою роль и не в состоянии ее выполнить. Это было понятно еще более двух лет назад, кода подписывался 102-й закон. Нет у нас такой возможности в России, отсталая мы страна еще. Замкнутой системой этот контроль никогда не будет».
По мнению экспертов, проблема не в том, что ЕГАИС - плохая система. Просто на сегодняшний день в стране нет главного контролирующего органа и аналитического центра, который бы работал с данными этой информационной системы.
Хотя, в целом, исключение опта из ЕГАИС вряд ли как-то отрицательно скажется на этом рынке, признают эксперты. Он только избавит оптовиков от дополнительной ежемесячной мзды за пользование системой.
Что же касается контроля надо оборотом контрафактной продукции, здесь придется еще серьезно поработать, чтобы скоординировать работу всех органов. Как один из выходов эксперты предлагают вернуть право муниципалитетам и региональным властям вести свой контроль в алкогольной отрасли, как это было до принятия «злополучного» 102-го закона.
Наталья Трефилова