Дело о лишении лицензии банка "Югра" раскручивается все дальше: вкладчики заподозрили ЦБ РФ в рейдерском захвате.
Клиенты российского банка "Югра", который примерно месяц назад лишился лицензии после крайне подозрительной и скандальной эпопеи с временной администрацией и другими мерами, принятыми в отношении него Центробанком РФ, обратились в Генеральную прокуратуру.
Вкладчики считают, что действия финансового регулятора по сути являются рейдерским захватом "Югры" — и такая его активность носит системный характер, хоть и выдается за процесс "оздоровления" банковского сектора.
На прошлой неделе клиенты лишенного лицензии банка собрались на митинг в Тюмени вместе с вкладчиками других кредитных организаций, потерявшими деньги из-за "зачистки", которую устроил ЦБ РФ на вверенном ему поле.
В ходе акции протеста против деятельности Банка России, на которую вышли несколько сотен человек, прозвучало мнение о том, что ситуация с "Югрой" фактически является рейдерским захватом. Несколько дней спустя вкладчики отразили эту позицию в заявлении, которое подали в Генпрокуратуру. Они подчеркнули, что ЦБ, призванный контролировать соблюдение законов в банковской сфере, сам же их нарушает.
Скандал с "Югрой" — яркий пример того, что "зачистка" российского банковского сектора от неблагонадежных участников рынка, стартовавшая с подачи ЦБ РФ четыре года назад, вместо благих целей преследует откровенно корыстные. Судя по сложившейся в отрасли ситуации, имеет место "широкомасштабная рейдерская деятельность", пишут СМИ со ссылкой на заявления вкладчиков.
Введение в "Югре" временной администрации и запрет на выплаты кредиторам грянули для владельцев банка и других банкиров как гром среди ясного неба. Центробанк утверждал, что "Югра" не соблюдает предписанные им нормативы, хотя до этого там постоянно проводились проверки, и ни одна из них не выявила нарушений. Кроме того, руководство банка имело документальные подтверждения о выполнении всех нормативов банковской деятельности.
Впоследствии приказы ЦБ в отношении "Югры" опротестовала Генеральная прокуратура, признав их незаконными, угрожающими банковской отрасли и влекущими за собой необоснованное расходование бюджетных средств на выплаты по системе страхования вкладов. Оценка следственного ведомства была проигнорирована регулятором, который в силу своего статуса не подконтролен никому, включая президента РФ.
Владельцев "Югры", которые на протяжении всего периода атаки со стороны ЦБ предлагали различные варианты выхода из ситуации, в том числе за счет привлечения средств иностранных партнеров, поддержали и законодатели. По словам депутата Госдумы от "Единой России" Евгения Федорова, сам статус Центробанка должен быть изменен, а принципы его деятельности — подвергнуты кардинальной реформе.
Впрочем, все воззвания к здравому смыслу не произвели на Банк России никакого эффекта. Временная администрация в лице Дмитрия Онегина из Агентства по страхованию вкладов (АСВ) за считаные дни "обнаружила" в "Югре" основание для отзыва лицензии, и ЦБ предсказуемо этим воспользовался. Начались страховые выплаты, объем которых колоссален — более 170 млрд рублей.
На примере "Югры" хорошо просматривается схема, отработанная финансовым регулятором для рейдерского захвата кредитных организаций. Первый ее этап — информационная атака в ангажированных СМИ и на откровенно-"желтых" интернет-ресурсах. Как только они создают панику сообщениями о "проблемах" в том или ином банке, его клиенты и партнеры бросаются спасать свои деньги и создают отток средств. После этого вводится временная администрация, под "чутким" руководством которой исчезают оставшиеся средства. И, наконец, банк лишается лицензии.
Если учесть, что за последние четыре года в России были лишены лицензии свыше 300 банков, то трудно даже представить, каким может быть объем "освоенных" таким образом средств.
Однако остается надежда на то, что усилия вкладчиков "Югры" переломят ситуацию и создадут прецедент, на основании которого заинтересованные в развитии банковского сектора и соблюдении законов РФ силы смогут добиться реформирования регулятора и изменения принципов его неподконтрольной деятельности.