Руководитель отдела транспорта комитета по реформе и развитию провинции Цзилинь в Китае, которая граничит с Россией, Го Чуань сообщил, что возможные инвестиции в будущую высокоскоростную железнодорожную магистраль Хуньчунь-Владивосток могут составить до 60 миллиардов юаней (9,21 миллиарда долларов).
В настоящий момент стороны проводят исследование по проекту ВСМ. Как заявил Го Чуань, после завершения предварительных работ, проект может быть реализован в течение пяти-шести лет. Длина же ВСМ может составить 322 километра, из которых 40 километров будут на территории Китая.
О возможности оживить экономику и о выгодах ВСМ Bigness.Ru поговорил с директором Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаилом Блинкиным.
Китай строит ВСМ, и каждый год они выпускают до одной тысячи километров высокоскоростной сети. Если посмотреть на карту, то такая сеть в Китае самая большая в мире. "Так что, с точки зрения, технической, производственной, инженерной, проектной, китайцы построят еще одну магистраль. Дальше начинается политика, экономика, интересы государств", - отмечает эксперт.
По мнению Михаила Блинкина, этот проект вполне осуществим, так как в Китае ВСМ строят много. "Китайцы вполне рациональные люди, я бы сказал, чрезвычайно рациональные. Скажем, за свой счет вкладывать, строить какую-нибудь дорогу, они могут только на условиях, на которые Россия вряд ли пойдет", - считает эксперт.
Как рассказал Bigness.Ru Михаил Блинкин, китайцы в окружающих странах Азии строят за свой счет и автомобильные, и железные дороги. В этом проявляются некоторые интересы Китая, но вряд ли они совпадают с российскими. Просто строить на чужой территории дорогу, они могут хоть завтра, замечает эксперт.
"Они готовы кредитовать такую стройку под гарантию правительства РФ, то есть, это будет суверенный долг. Если будут строить, заручившись этим долгом, будут строить свои подрядчики, свои поставщики оборудования. Они никаких подарков не делают, люди очень серьезные", - добавляет Михаил Блинкин.
Что касается финансирования, будет ли Россия направлять бюджетные деньги или интерес проявляют российские частные инвесторы, то, по словам эксперта, в качестве кредиторов готовы выступить китайцы. Значит, инвестором станет Россия. "Если я занимаю деньги, их инвестирую, то я инвестор, а банк это кредитор", - пояснил эксперт.
Вопрос заключается в том, можно ли вернуть эти деньги за счет тарифа и трафика. "Проезд пассажиров - это трафик, он выложил какую-то денежку - тариф", - сказал Bigness.Ru Михаил Блинкин.Соответственно, будет поток доходов, который покроет инвестиции. Однако, как отмечает эксперт, в случае высокоскоростных магистралей так получается далеко не всегда.
Напрямую тариф на трафик окупается, но это очень редко удается. И в российском случае, это вряд ли получится, считает Михаил Блинкин.Если такую дорогу и будут строить, то надо рассчитывать на какие-то внешние эффекты, связанные с развитием территории. Инвесторы этой дороги на тарифе и трафике деньги не вернут, значит, эффекты будут какие-то общенациональной экономики.
"С технической точки зрения, я отношусь к этим проектам с огромным интересом и симпатией, потому что это самое прогрессивное, что есть в мировом транспорте - построить высокоскоростную магистраль", - отмечает Михаил Блинкин.
Тем не менее, с точки зрения инвестиций, интересов и отдачи капитала - это очень сложная проблема, которая требует глубоких размышлений.
Как считает Михаил Блинкин, России необходимо сделать небольшой шаг, чтобы на территории страны появилась первая высокоскоростная линия. Это вопрос будет не только в экономике, а также в том, чтобы не отстать от всего мирового тренда в развитии транспорта. "У десятка стран уже есть скоростные линии, даже в таких скромных, как Бельгия и Франция, а у нас нет. Это мне очень не нравится, как транспортному ученому. С точки зрения экономики, это все очень непросто и не очевидно", - добавил эксперт.
Системообразующими проектами выбраны Москва-Казань-Екатеринбург, Москва-Адлер и Москва-Петербург неслучайно. По словам эксперта, особого выбора в России нет, если посмотреть трафики, сколько людей ездит. "У нас народ ездит на юг, между Москвой и Питером, и рассчитываем, что будет ездить на Восток, до Урала, Поволжья. Не так много выбора у нас с вами", - сказал Правде.Ру Михаил Блинкин. И вопрос не в загруженности, а в перспективах. В выбранных маршрутах ничего нет экзотического и странного.
Что касается времени, за которое будут ходить по ВСМ высокоскоростные поезда, то они будут ходить намного быстрее. ВСМ начинается приблизительно с 350-400 километров. Сейчас в мире есть 600 километров. "Граница, которая позволяет подписать слово хай-спид, там 350-400. Но 300 тоже не плохо", - говорит эксперт.
Однако обсуждать стоимость проезда сейчас достаточно бесполезно. Прежде чем посчитать билеты, надо понять, готовность публики платить, эластичность тарифов и многие вещи, то есть, пока это все гипотетически.