Специалисты Минфина выступили с предложением усилить уголовную ответственность за валютные нарушения при экспортно-импортных операциях.
Предложение сводится к необходимости ввести новое наказание в виде конфискации за невозврат валютной выручки или аванса за неполученные поставки (ст. 193 УК).
Кроме того, Минфин хочет распространить эту статью УК на займы и сделки, не предусматривающие ввоза товара. Как пишет газета "Ведомости", речь идет о посреднических операциях, когда прибыль остается за границей.
Уведомление о разработке поправок в Уголовный кодекс Минфин опубликовал на портале проектов нормативных актов. В пояснении ведомства к документу отмечается, что конфискация имущества - адекватное наказание за невозврат валютной выручки, поправки позволят усилить борьбу с отмыванием доходов.
Предлагаемый механизм конфискации не описан. Конфисковываться будет личное имущество или деньги лица, признанного виновным.
По данным Росфиннадзора за девять месяцев 2015 года, на невозврат выручки при экспорте пришлось 12,5% нарушений валютного законодательства, за весь 2014 год - 11%. На невозврат авансовых платежей при импорте - 5 и 6% соответственно.
Сейчас используются в основном две схемы: оплатить импорт и не получить товар или экспорт без оплаты поставок. Первая схема - это работа через однодневки, и конфискация не поможет в борьбе с ними. А при лжеэкспорте редко не возвращают всю выручку - чаще занижают или поставляют через трейдера, которому достается значительная часть прибыли.