Находкинский морской рыбный порт из-за приватизации и бесконечной смены собственников сейчас практически утратил свою специализацию. В 2015 году рыбные грузы составляют лишь около трех процентов всех переваливаемых в порту.
Однако, как считает заместитель генерального директора ФГУП "Нацрыбресурс" по работе с Находкинским филиалом — директор филиала Юрий Балашов, еще есть шансы сделать Находкинский порт рыбным не только по названию, пишет Правда.Ру.
На правах хозяйственного ведения "Нацрыбресурсу" принадлежит более 21 километра причальных стенок в рыбных портах страныОни были переданы в ведение предприятия в 2008 году. К тому времени изменение профиля работы причалов, выстроенных под нужды рыбной отрасли, привели к повышенному и преждевременному износу причалов.. Хозяева припортовых территорий, получившие их в 1990-е году, привыкли считать практически личной собственностью государственные гидротехнические сооружения, однако при этом отвечать за их состояние и вкладывать деньги в ремонт и соответствующее содержание не стремились. С такой проблемой ФГУП столкнулся практически во всех филиалов, в том числе и в Находке.
Непросто складывались и отношения ФГУП "Нацрыбресурс" с ОАО "НМРП". Срок действия договора аренды причалов истек 31 декабря 2009 года, однако порт продолжил ими пользоваться, внося платежи по старой ставке, а переговоры об условиях дальнейшей эксплуатации причалов не приносили результатов. В итоге ФГУП "Нацрыбресурс" сообщило ОАО "НМРП" о невозможности продолжения использования имущества без заключения договора и предложило оформить документы о его возврате
в июле 2012 года. Недвижимое имущество ОАО "НМРП" так и не передано "Нацрыбресурсу" до сих пор. Акционерная компания даже начала судебную тяжбу о принуждении государственного предприятия заключить договор об аренде.
"Закон оказался на стороне ФГУП "Нацрыбресурс", но во всех этих тяжбах было потеряно много времени и денег. Тех, которые можно было бы уже вложить в восстановление принадлежащей предприятию инфраструктуры. Дело дошло до того, что на недопустимость подобной ситуации указала Генеральная прокуратура Российской Федерации", — рассказывает Юрий Балашов.
На сегодняшний день между ФГУП "Нацрыбресурс" и ОАО "НМРП" идет спор о взыскании с ОАО "НМРП" суммы неосновательного обогащения от использования причалов, а также поданы иски об освобождении причалов и об установлении права ограниченного пользования земельными участками (сервитут), принадлежащими ОАО "Находкинский морской рыбный порт". Между тем причалы продолжают разрушаться. Средств на их ремонт не хватает ведь стоимость аренды установлена в размере 278 344 рубля за месяц, при этом налог на имущество вместе с амортизацией и накладные расходы составляют более 200 тысяч рублей в месяц. А стоимость капитального ремонта составляет не менее 500 тысяч рублей в расчете на один метр причала.
"На мой взгляд, самым правильным решением было бы привлечение профильного инвестора, который готов усиливать рыбную направленность деятельности порта. ФГУП "Нацрыбресурс" готов обсуждать условия предоставления причалов для совестного развития деятельности порта. В рамках исполнения поручений президента страны на базе восстанавливаемой инфраструктуры порта предполагается создание рыбного кластера, который обеспечит необходимую перевалку, обработку, и переработку рыбных грузов. Такая программа действий, по мнению наших и приглашенных нами экспертов, позволит предотвратить окончательный развал Находкинского морского рыбного порта как одного из крупнейших рыбных портов России", — заключил Юрий Балашов.