Нововведения, которые предлагаются в законодательство по рыбной отрасли, вызвали настороженность у части рыбопромышленников. За десять лет объем добычи вырос на 1,3 миллиона тонн и продолжает увеличивать, так нужно ли менять работающие принципы?
На прошедшем недавно президиуме Госсовета по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса прозвучало несколько предложений по изменению системы квот. Последние восемь лет квоты на вылов давались на десять лет в соответствии с историческим принципом — то есть по результатам рыбного промысла за предыдущие четыре года. Именно благодаря долгосрочным правилам игры отрасль достигла нынешних весьма неплохих показателей — по объему добычи водных биоресурсов Россия стабильно занимает пятое-шестое место в мире. Теперь принцип предлагают модернизировать.
Наиболее спорным представляется предложение о введении "квот господдержки", или "квот под киль". Инициаторы предлагают до 20 процентов выделенных квот перераспределить в пользу компаний, построивших суда на отечественных верфях. Некоторые впрямую предлагают наделять промысловиков кваотами в обмен на инвестиции. Но не приведет ли подобное "жонглирование" к переделу рынка и всплеску коррупции?
Как отметил губернатор Архангельской области Игорь Орлов, его "особо волнует тема сохранения исторического принципа закрепления долей квот на долгосрочный период как гаранта предсказуемости условий ведения бизнеса — с учетом возложения на квотопользователей обременений, направленных на насыщение внутреннего рынка доступной рыбной продукцией, загрузку рыбоперерабатывающих и рыбодобывающих мощностей, развитие прибрежных территорий".
Требуется особый подход и государственное регулирование в вопросе иннноваций, которые касаются выделения квот на инвестиционные цели, отметил глава Поморья. А неясность в вопросе квот сильно затруднит промышленников долгосрочное планирование деятельности.
Как пояснил корреспонденту Правды.Ру председатель правления Межрегиональной ассоциации прибрежных рыбопромышленников Северного бассейна, вопрос по поводу квот очень важен для людей, которые работают на рыбодобывающих предприятиях.
"Что такое квота для рыбодобывающего предприятия? Объем квоты — у кого тысяча тонн какой-нибудь трески, у кого десять тысяч тонн минтая, у кого пять тысяч окуня… Для них это тот горизонт планирования, тот объем сырья, на котором основывается вся производственная деятельность, на который пишутся бизнес-планы, нанимаются люди, заряжаются пароходы для отправки в море, покупается снабжение, тралы, какое-то поисковое оборудование.
И вот говорят: "А вы знаете, что-то вы хорошо стали жить. Давайте мы 20 процентов зарезервируем квот за теми, кто будет строить на российских судостроительных предприятиях". Даже не разбираясь в деталях того, что будет дальше и о чем пойдет разговор, рыбаков, выражаясь по-простому, колбасить начинает, как тех крестьян".
Эксперт считает, что передел сложившейся системы квот может быть выгоден отдельным компаниям, но никак не государству в целом.
Президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров Александр Фомин также считает, что передел системы квот никак не поможет решению обозначенных задач — насыщения рынка качественной отечественной рыбной продукцией по доступной цене. Рыбакам нужен не дополнительный передел, а внятные финансовые условия и нормальное кредитование, а также ликвидация избыточных бюрократических барьеров. Закон же "не решает проблемы, а, по сути, настроен на то, чтобы у одних забрать и другим отдать. Мы просим не устраивать в отрасли передел", — подчеркнул Александр Фомин.