В Воронежской области сейчас реализуются сразу несколько важнейших социальных проектов. Это Региональный мониторинговый центр, центр "Доступная среда" и Центр развития ребенка, часть воспитанников которого — дети с расстройствами аутистического спектра.
Как отметила заместитель председателя Совета Федерации Галина Карелова, побывавшая в регионе, первые два объекта — инновационные. Региональный мониторинговый центр появился в результате договора между областными департаментом образования, науки и молодежной политики и Следственным управлением Следственного комитета России при Центре психолого-педагогической поддержки и развития детей. Это объединило усилия государственных органов и гражданского общества по поиску пропавших детей, профилактике и пресечению преступлений насильственного и сексуального характера. В результате повысилась эффективность профилактики и расследования преступных посягательств в отношении детей. Психологи помогают установить контакт с ребенком, привести его в нормальное психологическое состояние. За 8 месяцев этого года психолого-педагогическую помощь получили 72 ребенка.
"Детский Центр представляет собой вообще единичный, штучный проект. Воронежская область — третий регион, где такой проект реализуется", — отметила Галина Карелова.
Другой уникальный опыт — центр "Доступная среда". Здесь разрабатывают решения для создания по-настоящему безбарьерной среды в учреждениях, специалисты помогают подготовить документацию и проекты зданий и помещений. Второе направление работы — трудоустройство инвалидов. Центр получил субсидию в размере 1 500 000 рублей на создание рабочих мест для инвалидов-колясочников, а также грант для оказания содействия инвалидом при трудоустройстве на ту же сумму. Людей с ограничениями по здоровью учат составлять резюме и участвовать в собеседованиях.
"Доступная среда" — тоже один из уникальных опытов, — отметила зампредседателя Совета Федерации. — Очень важно, что работу организовали сами люди, которые прекрасно понимают, что их каждый день ждет, с какими вызовами они встречаются и как сделать, чтобы они свои проблемы решили, используя все новейшие возможности, и смогли оказать помощь другим. Федеральный центр будет и дальше оказывать поддержку воронежским специалистам в части материальной помощи и продвижения проектов".
Еще один важнейший проект — Центр развития ребенка на базе детского сада №196. Здесь работает 11 обычных групп, одна адаптационная для новеньких и две ресурсные группы для детей с расстройствами аутистического спектра. С ребятами работают тьюторы, логопед, педагог-психолог и воспитатели, используются технологии прикладного поведенческого анализа. Сейчас воспитанники привыкают к помещениям и окружению, и постепенно, во время игр и развивающих занятий, их будут объединять с детьми из обычных групп. Ребенка с расстройством аутистического спектра необходимо вводить в социум.
"За три года сотрудничества с фондом область стала пилотной по работе с детьми, у которых обнаружены расстройства аутистического спектра. Теперь мы перешли к школам. Дальше стоит задача — когда ребенок станет совершеннолетним, обеспечить адаптацию в обществе. То есть это очень системный профессиональный подход", — подчеркнул губернатор региона Алексей Гордеев.
"Я очень рада за воронежский регион. Конечно, давно пора этим заняться. Я считаю, что это обязательно нужно делать и системный подход очень нужен, и обязательно поддержка властей, — заявила Правде. Ру член совета при правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере, директор Центра лечебной педагогики в Москве Анна Битова. — Работа должна идти в разных регионах. Очень здорово, что в Воронеже появился такой детский сад, мы за них очень рады".