В России с 1 января 2016 года вступает в силу запрет дрифтерного промысла в России. Одним из авторов законопроекта выступил сенатор, а в прошлом видный сахалинский рыбопромышленник Александр Верховский.
Хотя 16 российских дрифтероловов — это сахалинские компании, в случае дрифтерного лова общие интересы возобладали над узковедомственными. Ведь дрифтерные сети наносят огромный вред окружающей среде и самому рыболовству.
"Я не могу сказать, что от запрета никто не пострадает. Конечно, те люди и те компании и экипажи, которые работали на этом промысле, вынуждены теперь менять политику, и этот внезапный запрет ударил по ним, но мне кажется, им надо было подумать об этом раньше, потому что речь об этом идет уже больше десяти лет, — заявил корреспонденту Правды.Ру Константин Згуровский, руководитель программы по устойчивому морскому рыболовству Всемирного фонда дикой природы (WWF) России. — Наш фонд много лет сотрудничает с рыбаками по разным вопросам, и это очень помогает в решении экологических проблем, связанных с освоением ресурсов океана. Жаль, что в этом случае нас не услышали".
После того, как в 50-х годах прошлого века Япония активизировала дрифтерный промысел лососевых у побережья Камчатки, лосося там практически не стало. Разорились 30 рыболовецких колхозов. 25 рыбоконсервных заводов, 36 береговых баз и 23 рыбокомбината были закрыты. Полностью прекратили свое существование 27 поселков. А для восстановления экосистемы и промысловых объемов лососевых понадобилось больше четверти века. К тому же из-за гигантских сетей гибнет огромное количество морских млекопитающих и птиц, в том числе редких.
Как отметил Константин Згуровский, одна из основных проблем — то, что в океане дрифтерный промысел контролировать трудно.
"Даже сторонники дрифтера показывают в своих графиках, что у них в уловах 90% нерки. Ну это абсурд, потому что в природе такого не бывает! Самые массовые виды в природе — это горбуша и кета, и они-то и должны преобладать в уловах, — пояснил эксперт. — Это сразу, собственно говоря, выдает с головой, то, что менее ценная, чем нерка, рыба просто выбрасывается.
Есть еще свидетельства, (в том числе и Счетной палаты, и других людей, которые были на борту), что большая часть улова — менее ценные виды — летит за борт. Это горбуша, кета и поврежденная или неполовозрелая нерка, а отбирается только первоклассная рыба, потому что постоянный контроль на этих судах организовать очень сложно. И это, конечно, очень беспокоило в основном рыбаков-прибрежников, которые ловят у берега вставными неводами".
Сейчас промысел в исключительной экономической зоне РФ ведут 35 японских и 16 российских судов. Длина их — до 32 километров. Японцев интересует только нерка, нерестящаяся на Камчатке. Сколько менее ценной рыбы идет за борт, точно не знает никто.
Кстати, японские потребители от запрета не сильно пострадают. Они с не меньшим удовольствием покупают и нерку с побережья.
"Нерку нашу они все равно будут покупать, — отмечает Константин Згуровский. — У меня нет под рукой точной статистики, но по моему представлению, большая часть нерки идет в Японию именно из ставных неводов, поэтому японские покупатели нерки не пострадают. И то, что говорится, что нерка из дрифтерных сетей более высокого качества — это в определенной степени лукавство. Она дороже была потому, что она раньше попадала на рынок японский, то есть раньше ее перехватили, поймали. Рыба, которую ловят в прибрежье, если она не зашла в речку, точно такого же качества.
Я уверяю, что никто из этих критиков качества камчатской рыбы, если дать им приготовленную нерку со вставного невода и дать им нерку из дрифтера, не различит их по качеству", — заключил эксперт.
Что же касается российской стороны, возвращение лосося в прибрежные воды обеспечит средствами к существованию села Дальнего Востока. А главное — сохранится экосистема.