16 февраля участники Антикризисной секции Московского экономического форума в Торгово-промышленной палате РФ обсудили "Программу выхода из кризиса. Кто и что должен делать?".
Главной темой стали основные ошибки и слабые места антикризисной программы Правительства. Сделаны ли выводы после кризиса 2008-2009 годов, почему значительная часть отраслей экономики не справилось с его последствиями, что должно быть приоритетом антикризисного плана - политики и экономисты, представители науки и бизнеса озвучили свое видение ситуации.
Наличие антикризисного плана Правительства отрадно, но то, что он далек от совершенства, отмечают почти все. Первый заместитель председателя комитета Государственной Думы РФ по бюджету и налогам Оксана Дмитриева представила подготовленный группой депутатов Госдумы «Альтетнативный анткризисный план - против правительственной программы «примирения с кризисом». Он уже отправлен Президенту РФ.
По ее словам, необходимо проанализировать и результаты антикризисного плана 2008-2009 годов, так как его предлагают в качестве основы современного плана. Но спад страна не преодолела, показатели многих отраслей остаются на докризисном уровне. И сам кризис Россия проходила хуже, чем страны «G 20», так как с самого начала была неправильно дана оценка кризиса, как финансово-банковский, и в эту сферу экономики была направлена большая часть средств.
Были отмечены ошибки правительства - налоговый маневр, повышение ключевой ставки до 17 %, направление одного триллиона рублей на докапитализацию банков (это сумма - профицит бюджета 2014 года). Введение торгового сбора и других мер, дискриминирующих мелкую розничную торговлю.
Сообщалось, что антикризисный план правительства состоит из 60 пунктов. Из них лишь 18 пунктов имеют хоть какое-то экономическое значение, но все они касаются в основном финансовой сферы. По реальной экономике - лишь два пункта: первый называется «Приоритизация приоритетов по государственным программам», а другой называется «Корректировка приоритетов». И все остальные пункты такого же содержания: слова и подготовка предложений. По импортозамещению должны быть внесены к 1 июля отдельные предложения и лишь к 1 августа - программы. И еще одна из ошибочных ориентация - стимулирование экспорта.
Все меры господдержки оказывать предприятиям в обмен на пакеты акций и при определенных ограничениях по поводу увольнения сотрудников и взамен заработной платы. Во время кризиса нужно четко придерживаться идеи о том, что правительство делает все, чтобы не было сокращений рабочих мест ни в коммерческом, ни в бюджетном секторах, подчеркнули докладчики.
С докладом «О внутренних угрозах экономической безопасности России и мерах по преодолению стагфляции» выступил академик РАН Сергей Глазьев. Он отметил, что нынешний кризис возник в ситуации существования огромных промышленных резервов. Это подтверждает рукотворный характер кризиса. Объективных причин по факторам производства для него нет. В среднем мощности загружены на 60%, нет ограничений ни по капиталам, ни по труду. Нет ограничений ни по природным ресурсам, ни по научно- техническому потенциалу, он практически не востребован хозяйственным механизмом. У нас объективные возможности роста по факторам производства составляют 1/3 , что можно реализовать в течение 3-4 лет, обеспечить экономический рост на уровне прироста 5-6% ВВП в год.
Причины кризиса состоят в том, что Центробанк в течение последнего года поднимал ставку рефинансирования, руководствуясь логикой монитористов, следуя рекомендациям МВФ. Эта политика ведет к падению производства и не дает снижения инфляции. Вторая ошибка ЦБ - пускание рубля в свободное плавание.
Чтобы выйти из стагнационной ловушки, нужно исправить допущенные ошибки, добиться стабилизации курса и начать снижение процентной ставки. Ввести валютный контроль и валютные ограничения, чтобы не допустить проседания экономики. Перекрыть нелегальный и спекулятивный оттоки капитала. И только после этого - переход к насыщению экономики «длинными деньгами». Перейти в многоканальной системе кредитования экономики. Закон о ценообразовании и ценовой политике. при восстановлении объемов кредитования экономики на пять-семь триллионов рублей необходимо стратегическое планирование и контроль за целевым использование денег, что власти могли бы делать.
Председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития, председатель Движения развития Юрий Крупнов считает, что Россия остро нуждается в трехлетке развития посредством формирования правительства развития. Председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова Валентин Катасонов выразил надежду, что Россия выйдет из ВТО, эта структура в итоге рухнет, а деоффшоризации экономики избавит страну от представителей «пятой колонны». В стратегическом плане модернизационная модель экономики означает индустриализацию. И только когда общество ставит надэкономические цели, оно имеет сильную экономику.
Все вышесказанное, по мнению политического консультанта Анатолия Вассермана, подтверждает теорию борьбы производственников и торговцев. Это звенья одной цепочки, но каждый старается перетянуть в свою сторону. Подводя итоги обсуждению, президент промышленного союза «Новое Содружество» и сопредседатель МЭФ Константин Бабкин отметил, что, хотя тема серьезная и требует большего времени, такое обсуждение важно, оно объединяет людей, и есть надежда, что кто-то из участников форума телеграфирует эти мысли в высокие кабинеты.