В нынешних условиях как никогда актуально укрепление связей России с азиатским регионом. Республика Тыва как раз расположена на пути в Монголию и Китай, пишет Pravda.Ru.
Сейчас правительство Тувы договаривается об ускорении открытия крупного пункта пропуска на российско-монгольской границе. План действий по ускорению обустройства КПП "Хандагайты" уже согласован с руководством Росграницы. А повышение его статуса до многостороннего откроет новые возможности для расширения международного сотрудничества. Руководитель Федерального агентства по обустройству государственной границы Константин Бусыгин лично посетит республику.
"Конечно, любое улучшение таможенной инфраструктуры, как показывает мировой опыт, эффективно. Другое дело, что возникает очень много рисков, возникает риск контарбанды. Но здесь уже вопрос не к тому, что надо или не надо делать, делать все равно надо, а вопрос лишь в надлежащем контроле, чтобы это все было на должном уровне и т. д, — уверена Инна Андронова, доцент кафедры международных экономических отношений Российского университета дружбы народов, автор книги "Внешнеэкономические аспекты национальных интересов России на постсоветском пространстве", давшая интервью Pravda.Ru. — Мы сейчас в такой ситуации, что необходимо еще больше подстегивать этот процесс. Делать, безусловно, и как можно быстрее!"
У Тувы прекрасные перспективы для дальнейшего развития транспортных коридоров континентального значения, через республику проходит кратчайший путь из центра России, Москвы, через Урал, Западную Сибирь и Монголию в центральный Китай, Пекин и далее — в Гонконг, Южный Китай и Юго-Восточную Азию.
"Наш важный преимущественный фактор — это приграничное географическое положение. Если хотят на Западе играть в санкции, то у нашей страны есть восточные выходы во внешний мир. Мы должны заняться открытием восточных ворот для добрососедских и взаимовыгодных экономических отношений!" — подчеркнул глава Тувы Шолбан Кара-оол.
Сейчас автомобильный контрольно-пропускной пункт "Хандагайты" работает в двустороннем режиме и открыт только для граждан и юридических лиц России и Монголии. Остальные вынуждены пользоваться пунктами пропуска в Бурятии и на Алтае, которые менее удобны для движения по пути из Центральной России в азиатские страны.
Нового статуса для "Хандагайты" власти Тувы добиваются уже шесть лет. Идею поддержал президент России. Также глава Тувы Шолбан Кара-оол попросил главу Росграницы включить в перечень специализированных пунктов пропуска АПП "Цаган-Тологой".
"Необходимо рассматривать именно развитие инфраструктуры не с точки зрения количества пропусков товаров потребления, а с точки зрения такой инфраструктуры, которая бы позволяла быстро и с минимальными затратами контролировать провоз или поставки крупнотанажного оборудования, в том числе и автомобильного, — отмечает Аза Мигранян, руководитель отдела экономики Института стран СНГ, давшая интервью Pravda. Ru. — Не секрет, что автомобильная транспортировка осуществляется при прохождении таможенной границы либо путем прямого досмотра, либо путем рентгенографического просмотра.
Второй вариант более оптимальный и менее затратный, и с точки зрения времени, и с точки зрения финансовых трудозатрат конкретного персонала таможенного пункта, но он требует определенных капитальных вложений, развития технологий, установления рентгенографического оборудования и т. д. Поэтому, действительно, развитие таможенной инфраструктуры в данном случае будет способствовать расширению торговых возможностей с точки зрения не только поставок в РФ, но и, скорее, из России в Азиатско-Тихоокеанские страны, и в первую очередь в Монголию. Это различное оборудование, машиностроительная техника и т. д. То есть, продукция с высокой добавленной стоимостью. Это крайне необходимо. В противном случае, мы не сможем компенсировать потери, связанные с изменением цен на нефть".
Внешнеторговый оборот Тувы в прошлом году увеличился в 15 раз, и это несмотря на очень ограниченные возможности таможенных пунктов. В 2013 году он составлял 692 тысячи долларов, в 2014-м — 11 миллионов! И ведь это только начало, многие контракты тогда еще не вступили в силу.
Правительство Тувы уже представило профильным ведомствам предложения об упрощенном варианте развития таможенной инфраструктуры. Большинство специалистов эти планы уже одобрили. Если все сложится удачно, "Хандагайты" сможет получить новый статус уже в 2015 году. И это принесет пользу не только республике, но и всей России.