Второй открытый экспертно-аналитический отчет "Россия: курс на инновации" о ходе реализации Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года представлен в рамках III Московского международного форума инновационного развития "Открытые инновации", который проходит с 14 по 16 октября в Технополисе "Москва".
Этот документ подготовлен ОАО "РВК" при содействии Минэкономразвития России, с участием экспертов отрасли, многие из которых стали спикерами Форума, отмечается на сайте мероприятия.
В ходе исследования, проведенного "РВК" совместно с Ассоциацией инновационных регионов России, PwC и ВЭБ, было проведено почти 100 интервью с бизнесменами, представителями институтов развития и топ-менеджерами ведущих технологических компаний. Важнейшим инструментом исследования стал социологический опрос, в котором приняли участие более 170 игроков инновационно-технологического рынка. По мнению 40% опрошенных экспертов, среда для возникновения и коммерциализации инноваций в России стала более благоприятной. Но эффективность налоговых стимулов и льгот для инноваторов все еще невысока. Положительную оценку этим факторам дали всего 13% опрошенных.
Эксперты считают, что в 20113–2013 годах, в ходе реализации первого этапа Стратегии инновационного развития Российской Федерации, часть поставленных задач удалось реализовать. Созданы базовые основы инфраструктуры, отработаны механизмы финансирования, удалось достичь успехов в популяризации инновационного предпринимательства и создании образовательной базы для них. В целом можно говорить о развитии инновационной экосистемы.
Отчет "Россия: курс на инновации", представленный в рамках Форума "Открытые инновации",
содержит восемь выводов:
- быстроразвивающиеся технологические компании неизбежно подходят к тому уровню развития бизнеса, когда перед ними возникает выбор: делать ставку на совершенствование успешного базового продукта или разрабатывать принципиально новые продукты;
- руководители компаний считают, что самый критический фактор, мешающий росту, -компании понимают, что знание своего потребителя является ключевым фактором эффективности;
- удовлетворенность потребителей качеством предлагаемой продукции — главный критерий успеха для руководителей компаний;
- руководители компаний обладают не только хорошей
технической подготовкой и способностью учитывать запросы потребителей, но и сильными лидерскими качествами;
- лидеры видят ограниченность объемов внутреннего спроса на их продукцию, поэтому начинают выходить на мировой рынок;
- средние технологические компании участвуют в формировании инновационной экосистемы;
- в связи с высокими темпами роста высокотехнологичные компании нуждаются в перестроении внутрикорпоративных процедур и корректировке бизнес-процессов; это доступ к финансовым ресурсам;
- руководители компаний говорят о том, что вместо господдержки им нужен долговременный спрос от государства на их перспективную продукцию.
"Нам очень важен взгляд со стороны на то, что делается правительством в сфере инновационного развития", — сказал заместитель министра Минэкономразвития России Олег Фомичев. — "Существующая стратегия, план реализации — все забюрократизировано, но для правительства важно, как эти документы воспринимаются бизнесом". По словам Олега Фомичева, "складывается ощущение, что инновационная экономика давно построена, но при этом в России до сих пор нет инноваций". "Представленный РВК отчет, по сути, — инструмент для принятия
решений и изменения параметров в проводимой инновационной политике", — добавил Олег Фомичев. — "Это хороший материал, чтобы разрабатывать меры поддержки инноваций в России".