Губернатор Архангельской области Игорь Орлов поддержвал инициативу судостроителей и историков по официальному оформлению бренда "Архангельск — колыбель государственного судостроения России". Соответствующее обращение будет направлено в правительство России, пишет Pravda.Ru.
Тот факт, что начало государственному судостроению в России было положено в Архангельске, ранее пытались оспорить Воронеж, Санкт-Петербург, Подмосковье и даже Переяславль Ярославской области. Однако участники научно-исторической конференции "Архангельск — колыбель государственного судостроения России" уверены, что спорить тут не о чем.
Только в период с XVII по XIX века на верфях Архангельска около 500 крупных военных и торговых судов было построено на верфях Архангельска. Сейчас в поморском Северодвинске работают крупнейшая в Европе военная верфь Севмаш, судоремонтная "Звездочка" и другие лидеры отечественной судостроительной отрасли.
"В 1693 году Пётр I прибыл в Архангельск и заложил первый фрегат. И уже в 1694 году "Святой Павел" сошёл со стапелей соломбальской судоверфи. Сегодня мы хотим восстановить историческую справедливость, придав Архангельску официальный статус родины отечественного судостроения", — заявил заместитель губернатора Архангельской области Сергей Ковалёв.
"Это как рождение человека, иногда бывает две даты — настоящая, и которая в паспорте записана, — считает председатель Общероссийского Движения поддержки флота Михаил Ненашев, с которым связался корреспондент Pravda.Ru. — Если говорить конкретно, то Петр построил под Воронежем две полноценны эскадры, которые смогли разбить турок при Азове. Но первенец военного кораблестроения в России, большой боевой корабль "Орел", был построен еще в 1668 году при царе Алексее Михайловиче в селе Дединове на реке Ока, это вообще под Коломной. И если кто-то из историков хочет натягивать на себя пальму первенства, то надо быть объективным — тогда надо говорить вообще о 16 веке и даже еще более ранних временах. Но ведь поморские кочи ходили даже на Грумант и гораздо раньше…".
"Колыбелей русского флота вообще-то несколько: Переславль, Воронеж, Санкт-Петербург, Архангельск и даже Москва! — рассказал в интервью Pravda.Ru известный историк, писатель, эксперт по Международному морскому праву, директор Международного кинофестиваля "Море зовет!", капитан 1 ранга Сергей Апрелев. — На звание "Колыбели русского флота" по вполне понятным причинам может, конечно, претендовать сразу несколько наших городов, но вот именно на звание "Родины судостроения России", конечно, может исторически претендовать только Архангельск! Тем более, что поморские традиции строительства кочей — настоящих парусных судов неограниченной мореходности — перекрывают любые достижения позднейших времен. Ибо, именно традиция — основа культуры, и морской в частности!".