В ходе визита Владимира Путина в Архангельскую область удалось обсудить ключевые проблемы развития Поморья. Федеральные чиновники получили возможность изучить ситуацию "на местах", региональные — привлечь внимание к проблемам, пишет Pravda.Ru.
Пообщаться с президентом и членами правительства смогли и представители областных "гигантов" — Котласского ЦБК, Архангельского ЦБК и "Звездочки".
В итоге глава российского государства попросил представителей Архангельской области подготовить конкретные соответствующие поручения в профильные министерства и отметил, что ни одно из этих поручений не является невыполнимым.
В Поморье запущено в эксплуатацию алмазное месторождение, существует масштабное судостроение, мощный лесопромышленный комплекс, сильнейшие оборонные предприятия, а кроме того, развитая рыболовная промышленность. А еще — выход в космос с космодрома Плесецк и в Арктику. Однако существует ряд проблем, которые мешают развитию региона. Ветхое и аварийное жилье, непростая ситуация с гарантирующим поставщиком энергии, региональные авиарейсы как единственный способ доставки продуктов питания и перемещения людей по районам области. Существует необходимость в федеральной программе, поддерживающей системообразующие города Поморья — сам Архангельск, Новодвинск, Северодвинск, Коряжму и Мирный.
Один из ключевых вопросов — энергетический. Региону необходимо выходить на общероссийский рынок электроэнергии. Сейчас тариф в полтора-два раза больше, чем в Вологодской или Мурманской областях.
"Выход региона из так называемой "неценовой зоны" становится решающим фактором для развития производства в области, для инвесторов", — уверен поморский губернатор Игорь Орлов.
"Как только цены на энергоноситель снизятся, себестоимость продукции по идее должна упасть. И конечно, это плюс для нашего российского производства", — заявила Pravda.Ru старший научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Александра Бурдяк.
"Правительство должно вмешиваться в эти вопросы. Более того, я думаю, не только в Архангельске, а и вообще по стране нужно поднимать этот вопрос, потому что стоимость электроэнергии завышена почти во всех регионах, — заявил Pravda.Ru Олег Михеев, заместитель председателя комитета Государственной думы по энергетике. — При высокой стоимости электроэнергии нельзя говорить о конкуренции, о том, что можно производить какой-либо товар. Сегодня правительство просто обязано обратить внимание на стоимость электроэнергии, и дай бог, чтобы навели порядок как можно быстрее в этой сфере деятельности".
Для того, чтобы Архангельская область вошла в общероссийскую энергосистему, необходимо построить две новые высоковольтные линии. Заявленная стоимость проекта — более 20 миллиардов рублей. Региону в этом вопросе необходима поддержка федерального центра. Так же, как и в вопросе смены гарантирующего поставщика. Нынешний, компания "Архэнергосбыт", имеет серьезные задолженности перед энергетиками. Только филиалу ОАО МРСК "Архэнерго", обеспечивающему до 85 процентов объема полезного отпуска электроэнергии в области, фирма должна около более 2,5 миллиардов рублей.
"Они "прокачивают" через себя 13,5 миллиарда рублей ежегодно, ничего не производя, и имеют в Архангельской области доход" — подчеркнул глава Поморья Игорь Орлов.
Узнав о ситуации, президент поинтересовался у зампреда правительства России Аркадия Дворковича, зачем вообще нужны такие компании, на что тот отметил, что решение о лишении сбытовых компаний статуса гарантирующего поставщика при наличии большой задолженности уже принято по многих регионам, и ситуация с "Архэнергосбыт" — повод для того, чтобы инициировать такую же процедуру.
"Мне кажется, что это единственный выход из этой тупиковой ситуации, когда долги накапливаются, и никак ситуация не разруливается, и из года в год становится все хуже. Долги могут лечь грузом на потребителей. Этого допустить никак нельзя, — отмечает Александра Бурдяк. — Новая политика тарифов ЖКХ направлена на то, чтобы сделать отрасль максимально прозрачной и создать условия для комфортной жизнедеятельности. Именно это должно обеспечить и высокое качество жилищно-коммунальных услуг. И если вдруг поставщик допускает какие-то перебои, то он обязан учесть, что услуги были поставлены плохого качества и снизить за них плату. С другой стороны, потребитель получает возможность контролировать качество поставляемых услуг и опять же контролировать рублем, то есть предъявлять претензии поставщику, если услуги были оказаны не в срок либо ненадлежащего качества. Опять же, это единственно верный путь, чтобы отрасль стала более эффективной и стала правильно работать и чтобы недобросовестные поставщики были из нее убраны".