Освоение Арктики — одна из важнейших задач для России. С конца 1990-х годов наметилась тенденция истощения запасов практически во всех традиционных районах добычи. А значит, надо осваивать новые, труднодоступные месторождения.
Российские крупные компании не собираются уступать иностранным конкурентам. Одна только "Роснефть" планирует в течение ближайших 20 лет инвестировать в арктическую шельфовую программу более 400 миллиардов рублей.
"Здесь надо рассматривать освоение Арктики: все, что в Арктике добывается, каким путем, куда будет идти — либо это будет энергия, на которой мы будем строить свою экономику, либо эта продукция будет продаваться, как сырье. Надо смотреть, где выстраивать инфраструктуру, — заявил Pravda.Ru Николай Харитонов, председатель комитета ГД по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока. — Лучше там, где лучше инфраструктура, подъездные, отъездные пути, там где трубороводы, либо газ, нефть. Надо рассматривать вопрос со всех сторон".
Мурманская область может стать одним из базовых регионов для освоения северных территорий. Одним из крупнейших незамерзающих портов в России является Мурманский морской порт, к нему приписаны все атомные ледоколы страны. В октябре 2010 года в Мурманске объявлена свободная экономическая зона.
"Это сегодня развитый, пусть и немного отдаленный регион. Разработка Арктики даст дополнительные рабочие места, дополнительный приход населения, укрепление этой части нашей страны. Это удобное в принципе место. Здесь многое зависит: магистральные пути, инфраструктура. Но это же не чистое поле, где надо все заново делать, начиная от жилья, людей, там практически вся экономика уже готова, есть людской потенциал, кадры. То есть затраты будут только на переработку, переброску и т. д.", — считает Николай Харитонов.
"Мурманск всегда у нас в числе лидеров, — заявил Pravda. Ru Владимир Павленко, директор Центра. исследований Арктики РАН. — В числе приоритетных задач в развитии мурманской территории — это, конечно, обеспечение занятости, развитие хозяйства, расширение отраслевой структуры хозяйства. Вот что важно, и для этого надо использовать соответствующие инструменты, механизмы, экономические, финансовые, работать с компаниями. Арктика — один из вариантов".
В проекте под названием "комплексное развитие Мурманского транспортного узла" главной задачей указано создание круглогодичного глубоководного центра по переработке контейнерных, нефтеналивных грузов, перевалке угля и минеральных удобрений, интегрированного в международный транспортный коридор "Север — Юг". Глава региона Марина Ковтун уверена, что таким образом порт Мурманска добьется равных конкурентных возможностей на международной арене и будет способствовать значительному росту экспортно-транзитного потенциала России. Проект должен быть завершен в 2018 году. Еще одно преимущество Мурманской области — огромное количество энергии.
Неудивительно, что Мурманском уже заинтересовались две российские компании, которым разрешено осваивать Арктику — "Роснефть" и "Газпром". И, как считают эксперты, когда президент России одобрил заслуги Марины Ковтун и дал согласие на ее участие в выборах губернатора Мурманской области осенью этого года, фактически Владимир Путин обозначил для "Газпрома" и "Роснефти" куратора по вопросам освоения Арктики на уровне региона.