В ходе ХVIII Петербургского международного экономического форума состоялась презентация проекта строительства в Туве железнодорожной ветки "Элегест-Курагино-Кызыл".
Минэкономразвития и минфин России уже подписали комплексное заключение о целесообразности финансирования проекта из Фонда национального благосостояния России. Заключены договоры о финансировании между Тувинской энергетической промышленной корпорацией и банками России.
Около 76 млрд рублей в реализацию проекта развития Элегестского угольного месторождения и строительства ж/д линии Элегест - Кызыл - Курагино планируют вложить Внешэкономбанк, ВТБ и Сбербанк . 87 млрд рублей выделит государство, около 54 млрд рублей - это средства инвестора. Как пояснил глава Тувы Шолбан Кара-оол, "на реализацию проекта "Элегест-Кызыл-Курагино" из ФНБ предполагается выделить 40 процентов от стоимости проекта, 25 процентов обеспечит частный инвестор и 35 процентов - кредит, взятый в банках. Средства из ФНБ частный инвестор обязуется возместить государству".
Положительное решение двух ключевых министерств было принято буквально на следующий день после поездки в Шанхай президента России Владимира Путина. Как полагают эксперты, возможно, в ходе поездки были достигнуты договоренности об участии в этом проекте КНР, а тувинская ветка Транссиба может быть продолжена на китайский Урумчи.
"В принципе, Китаю эта ветка нужна даже больше, чем нам, - сообщил Pravda.Ru Михаил Крылов, директор аналитического департамента инвестиционной компании United Traders. - У них сухопутная доставка грузов от ближайших портов на восточном побережье до этих районов Китая, может быть, на 1000 км длиннее, нежели из России транзитом через приморское побережье. Соответственно, в этой ситуации приморское побережье России будет использовано в качестве пути для доставки грузов в северо-восточные провинции Китая".
"Мне кажется, что сотрудничество с Китаем является одним из важнейших направлений стратегического развития России. Это сотрудничество многопланово, в том числе, оно касается и развития путей сообщения, инфраструктуры взаимоотношений. Строительство этой ветки - выход на Урумчи, на западный район Китая, он нужен и Китаю, и России. Дело в том, что, видимо, в ближайшие годы в этот регион пойдут большие капиталовложения и там будут развернуты массированные инвестиционные работы, - заявил Pravda.Ru Борис Шмелев, доктор исторических наук, профессор, руководитель Центра политических исследований Института экономики РАН, заведующий кафедрой международных отношений Дипломатической академии МИД РФ. - Естественно, туда можно будет доставлять какие-то грузы, в том числе и из России. Для этого, конечно, нужна дорога, которая позволит решать многие проблемы снабжения. Одновременно промышленный кластер, который будет создаваться в том регионе Китая, предназначен, в том числе, и для большого экспорта продукции, которая там будет производиться. Через Транссибирскую железную дорогу Китай может вывозить эту продукцию не только в Россию, но и в другие страны СНГ и Европу. С этой точки зрения этот проект выгоден, он нужен и России, и Китаю".