Совет директоров ОАО "Газпром" принял к сведению информацию о перспективах ценообразования на внутреннем рынке, в том числе перекрестного субсидирования между различными регионами и группами потребителей.
Было отмечено, что «Газпром», являясь крупнейшим поставщиком газа на российском рынке, реализует его по регулируемым ценам, установленным на уровне ниже экономически обоснованного, поддерживая тем самым развитие российской экономики.
Заниженный уровень регулируемых цен не позволяет «Газпрому» получать прибыль, достаточную для формирования собственных источников финансирования инвестиций в создание новых и поддержание действующих объектов добычи, транспортировки и хранения газа в интересах российских потребителей. Так, на протяжении 2000-2008 годов поставки газа на внутренний рынок были убыточными для «Газпрома», и лишь в 2009 году компания вышла на минимальную рентабельность продаж. В последующие годы этот показатель увеличивался, но все равно был и остается низким.
На протяжении последних лет ведется работа по поэтапному выводу регулируемых оптовых цен для промышленных потребителей на уровень, обеспечивающий равную доходность с экспортными поставками. В 2013-2015 годах предусматривался рост регулируемых оптовых цен на газ для них в среднем на 15% в год. Однако в 2013 году Правительством РФ было принято решение о существенном снижении этих темпов: в 2014 году ожидается сохранение оптовых цен для промышленности на уровне второй половины 2013 года, с 1 июля 2015 года - повышение цен на 4,8%, с 1 июля 2016 года - на 4,9%. Такая динамика возвращает рентабельность продаж газа «Газпрома» к уровню 2009 года. По оценкам компании, к 2016 году этот показатель может составить 1,5-3,5%.
Все это откладывает решение задачи по установлению справедливой цены на газ и достижению равной доходности на внешнем и внутреннем рынках. Кроме того, сохранение заниженных цен продолжает негативно влиять на развитие национальной экономики, поскольку в этом случае не создаются условия для стимулирования газо- и энергосбережения и развития высокотехнологичных отраслей.
Помимо этого, в настоящее время значительное влияние на эффективность поставок газа на российский рынок оказывает различная доходность при поставках в регионы РФ. Так, в соответствии с действующей тарифной политикой «Газпром» должен компенсировать убытки от поставок газа в удаленные от основных газовых промыслов российские регионы за счет более высоких доходов от реализации газа потребителям, расположенным близко к местам добычи. Однако фактически основные позиции в этих высокодоходных регионах занимают независимые производители газа. Обладая рядом преимуществ перед «Газпромом», в частности возможностью продавать газ по свободным ценам при более низкой налоговой нагрузке и отсутствии затрат на содержание инфраструктурных объектов, они могут предложить более гибкие условия покупки крупным и стабильным потребителям.
Для ликвидации перекрестного субсидирования необходимо создать возможность более широких пределов отклонения темпов роста цен на газ в отдельных субъектах РФ от среднего уровня. При этом тарифы на транспортировку газа должны расти более высокими темпами при поставках на короткие расстояния. Это позволит постепенно ликвидировать перекрестное субсидирование и выйти на сопоставимую доходность продаж в регионах.
В целом развитие справедливой конкуренции на внутреннем рынке требует значительных изменений - уже сегодня необходим переход от существующей практики регулирования цен для промышленности путем директивного установления ценовых уровней для каждого региона к их определению на договорной основе в пределах регулируемого диапазона.
Правлению поручено продолжить работу по совершенствованию ценообразования на внутреннем рынке, в том числе по ликвидации перекрестного субсидирования между различными регионами РФ.