После долгожданного закрытия Байкальского целлюлозно-бумажного комбината властям предстоит решить две проблемы: выбрать способ рекультивации отходов производства и трудоустроить людей, потерявших работу.
"Здесь всегда стоит выбор у любого политика, любого руководителя: либо мы сохраняем экологическую ситуацию в приемлемом варианте для будущих поколений, либо мы живем сегодняшним днем. Но, закрыв предприятие, мы понимаем, что люди потеряли работу, поэтому, безусловно, исполнительные власти должны любые меры предпринять, для того, чтобы эти работники были трудоустроены, - подчеркнула в беседе с корреспондентом Pravda.Ruзаместитель председателя комитета ГД по труду, социальной политике и делам ветеранов Елена Афанасьева. - Люди, которые остались без работы, не только пополняют армию безработных, они оказываются на улице. Не все психологически выдерживают эту ситуацию, некоторые начинают выпивать, например. Поэтому, конечно, необходимо предпринять все допустимые, возможные меры для того, чтобы работу людям предоставить".
В Иркутской области работает программа помощи бывшим сотрудникам БЦБК сразу по нескольким направлениям с общим финансированием в 37,8 миллионов рублей. Предлагаются различные варианты трудоустройства, в том числе субсидия на открытие своего дела. Байкальск уже является одним из лидеров по количеству жителей, вовлеченных в малый и средний бизнес.
"Если, как вариант, превратить Байкальск в центр туризма (там даже Путин катался с горы на лыжах), если придать Байкальску статус туристического центра, для бывших работников, если они социально активны, место найдется. Риски есть, но если захотят люди как-то переквалифицироваться, внедриться, то найдут себе место. Ну а кто-то из них поедет на какие-то другие БЦБК или еще куда-нибудь, ничего ужасного. А что еще можно предложить? Я не вижу альтернатив. Закрытие БЦБК было неизбежно, - подчеркнул председатель Международного социально-экологического союза Святослав Забелин. - Ровно столько, сколько я на этом свете живу, у меня перед носом этот БЦБК. Наконец, спасибо, его остановили. Его продукция сегодня уже никому не нужна".
А 12 мая в Байкальске рассмотрят проект рекультивации отходов производства, образовавшихся в период деятельности целлюлозно-бумажного комбината. На реализацию федеральной целевой программы "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 - 2020 годы", принятой в декабре прошлого года, предусмотрено выделить более трех миллиардов рублей.
"Очень правильно, что про эту проблему не забыли, и общественность настаивала изначально, и "Гринпис" в том числе, чтобы при закрытии комбината обязательно учитывались такие проблемы, как рекультивация отходов и социальная составляющая, т.е. дальнейшее трудоустройство работников БЦБК. Они, собственно, и выполняют все эти задачи, слава Богу, один из проектов только что выставился на обсуждения", - сообщил в интервью корреспонденту Pravda.Ru Аркадий Иванов, руководитель Байкальской программы "Гринпис России".
Всего предстоит переработать 6,2 миллиона тонн шлам-лигнина и золошлаков. На текущий год из общего бюджета в 3,15 миллиарда рублей предполагается освоить 785 миллионов.
"В мероприятиях по рекультивации предполагается задействовать более 360 специалистов, - сообщил губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко. - Разработчики проекта предлагают, по их мнению, экономичный, быстро реализуемый, экологически безопасный способ рекультивации".
ОАО "Байкальский ЦБК" было закрыто 13 сентября 2013 года по решению правительства России. Работа по устранению последствий деятельности предприятия должна начаться уже уже в мае.