Российские крупные торговые центры, кафе и рестораны в последнее время все чаще берут деньги за пользование туалетами. В ряде случаев эти требования не вполне правомерны, однако попытки горожан отстоять право на бесплатные туалеты, как правило, терпят фиаско. Каковы перспективы в этом направлении?
Темпы коммерциализации популярной услуги таковы, что уже через несколько лет Москва может остаться без общественных уборных. По мнению экспертов «Юридического центра адвоката Олега Сухова», чтобы остановить этот процесс, необходимо устранить возникший вокруг многомиллиардного «туалетного» бизнеса правовой вакуум.
По мнению эксперта, в советское время действовали жесткие санитарные правила устройства и содержания общественных уборных, за соблюдением которых соответствующие ведомства строго следили и жестоко карали провинившихся. В частности, специальными санитарными правилами и нормами (СанПиН), утвержденными заместителем главного государственного санитарного врача, предписывалось устраивать общественные уборные в местах массового скопления людей из расчета «1 очко на 500 человек» (на площадях, в парках, торговых центрах, рынках, стадионах и пр.).
Стоит отметить, что законодатели под официальным термином «очко» подразумевают 1 унитаз или 2 писсуара. Регламентировалась площадь туалетов, высота помещений, сантехническая начинка и даже конструкция сидений унитазов. Формально советские правила никто не отменял. Однако прежняя система санитарного контроля была разрушена, СанПиН не соблюдается, хотя и не отменен, а «туалетные» услуги выпали из существующей системы правового регулирования.
Таким образом, бытует мнение, что посетители торговых центров, музеев, кинотеатров и прочих общественных мест имеют безусловное право на бесплатное пользование туалетами. Однако это заблуждение: на самом деле российским законодательством это не предусмотрено. Режим функционирования общественной уборной (платный или бесплатный) устанавливается собственником недвижимости.
Закономерно, что платными туалетами стремительно обрастают не только станции метро, но и фудкорты торговых центров. Плату за пользование уборными вводят кинотеатры, рестораны и вокзалы. Годовой оборот столичного рынка туалетных услуг оценивается в 5-6 млрд рублей. Едва ли не единственная категория граждан, которые имеют право бесплатно воспользоваться общественным туалетом, - это пассажиры общественного транспорта. Так, в частности, статьей 26 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта установлено, что пассажир имеет право бесплатного пользования туалетами, размещенными на объектах транспортной инфраструктуры.
Впрочем, и в этом случае некоторым гражданам приходится отстаивать свои туалетные права в суде. Некоторые сотрудники вокзалов отказываются пускать в бесплатные туалеты прибывших пассажиров. И тем самым нарушают закон. В этом случае граждане могут обратиться с жалобой в Роспотребнадзор либо с иском в суд. В том числе и с иском о взыскании морального вреда.
По мнению адвоката Олега Сухова, общественные туалеты являются одним из элементов городской инфраструктуры, без которых трудно представить себе комфортный для жителей и туристов мегаполис. А потому эту сферу услуг необходимо вернуть в правовое поле, установив обязательные социальные нормативы, а также разработав правила оказания платных услуг. «Повсеместное введение платы за пользование общественными уборными создает препятствия в пользовании ими. Как следствие, нарушаются санитарно-гигиенические правила, которые являются безусловным приоритетом», - резюмирует Олег Сухов.