Власти Таллинна год назад начали довольно рискованный эксперимент, сделав общественный транспорт (ОТ) бесплатным. Целями определялись забота об экологии и малообеспеченных слоях населения. За год город пришел к определенным результатам.
О таллиннском опыте узнал весь мир. Проведены две международные конференции на тему бесплатного ОТ, работает сайт на английском языке. Сами жители города довольны. С точки зрения тарффика тоже наблюдался сплошной позитив - загруженность основных перекрёстков снизилась на 14%, повысилась популярность ОТ.
Читайте также Общественный транспорт в Киеве может подорожать
Но с точки зрения исследования Королевского технологического института (Швеция) последний показатель вырос на 3% благодаря улучшению качества обслуживания и выделению специальных полос для автобусов. Бесплатные поездки сами по себе повысили спрос на ОТ только на 1,2%. То есть по сути машин меньше не стало, а введение бесплатного ОТ - менее эффективная мера в борьбе со снижением трафика по сравнению с увеличением стоимости парковки, роста цен на бензин и т. п.
Еще по теме Универсальные карты москвичам будут выданы в декабре
Тем не менее услуга очень востребована. Во многих городах мира такие варианты транспорта работают вполне благополучно. Просто Таллинн стоит особняком, потому что это достаточно крупный город и к тому же единственная столица ЕС, отважившаяся на подобное. Первыми идею выдвинули социал-демократы в 2005 году. Тогда она была встречена прохладно, но потом о ней вспомнил бывший мэр Хардо Аасмяэ, и городская магистратура его поддержала. В 2010 году опрос показал, что 49% населения будут этому только рады (недовольных грядущей толкотней оказалось вдвое меньше). Вопрос с введением подобного транспорта решили референдумом. 76% голосов было отдано «за», и 1 января 2013 года эксперимент стартовал.
Чтобы воспользоваться таким видом ОТ, горожанам следует приобрести за два евро специальную карту, которая позволяет пройти турникет. Кроме того, им надлежит иметь при себе документ, удостоверяющий таллинскую прописку. Соответственно, 40 тыс. незарегистрированных жителей Таллина, которые платили налоги в других городах, получили хороший повод прописаться в столице и тем самым пополнить её бюджет.
Это интересно Маршрутки исчезнут из Москвы - Собянин
Вариантов оплаты может быть много - к примеру, в Лондоне бюджет системы ОТ на 85% зависит от сборов за проезд, тогда как в Таллине она изначально на 70% субсидировалась из городской казны. Сейчас этот показатель равен 96%. Но власти города решили продолжать этот эксперимент.