7 октября в здании МСП Банка (группа Внешэкономбанка) состоялась презентация совместного исследования ОАО «МСП Банк», ОАО «ФИНОТДЕЛ» и Российского микрофинансового центра (РМЦ) - «Банки и МФО: сравнительная характеристика займов на предпринимательские цели».
В фокусе исследования - изучение двух сегментов рынка финансовых ресурсов для малого и, в меньшей мере, среднего бизнеса: микрозаймов, выдаваемых микрофинансовыми организациями (МФО), и банковских микрокредитов.
«На сегодняшний день МСП Банк профондировал около 11% рынка микрозаймов в России, - отметила член Правления - заместитель Председателя Правления МСП Банка Олеся Теплоухова. - Через наших партнеров, а их у нас порядка 55, мы поддержали уже 6 тысяч предприятий малого бизнеса, объем предоставленных средств - 4 млрд рублей». «Недавно была принята Стратегия развития МСП Банка до 2016 года, она очень амбициозная и предусматривает уже в 2014 году двукратное увеличение объема поддержки по данному направлению - до 8 млрд рублей, к концу 2016 года эта сумма должна составить уже 14 млрд рублей. Причем наша доля на рынке сохранится на уровне в 10-11%, тем самым мы прогнозируем существенный рост этого сегмента», - подчеркнула зампред МСП Банка.
Согласно исследованию, сегодня наблюдается существенное замедление темпов роста банковского кредитования: прирост за 7 месяцев 2013 года составил 9,8% при объеме рынка кредитования 4,93 трлн рублей, прирост выдач - 15,3%. Более 65% от общего объема выдач - кредиты сроком до 1 года и овердрафты, при этом порядка 76% кредитов предоставлено на пополнение оборотных средств, 11% - на инвестиционные цели.
«Уже сегодня доля начинающих предпринимателей со стажем работы до года в портфелях МФО, специализирующихся на кредитовании бизнеса, составляет 15-20%, что делает микрофинансирования уникальным механизмом их поддержки. Но мы хотим увеличить эту долю до 25-30% к 2015 году, а для этого нужны: стандарты по работе МФО с начинающими предпринимателями и доступные источники фондирования. В этой связи программа МСП Банка должна успешно развиваться и наращивать масштабы присутствия в сегменте микрофинансирования бизнеса», - сказал Михаил Мамута.
На рынке банковского микрокредитования, который был проанализирован на примере портфеля по Программе ОАО «МСП Банк», лидером по объему выдач в региональном разрезе является Приволжский ФО, на долю которого приходится 28% кредитного портфеля. На втором месте - Южный ФО с показателем 21%, на третьем - Уральский ФО, на долю которого приходится 15%. На Центральный ФО приходится лишь 12% портфеля, даже с учетом микрокредитов, выданных в Москве. Общая тенденция, отмеченная исследователями, состоит в том, что в крупных городах предприниматели предпочитают пользоваться банковскими услугами, в то время как МФО восполняют недостаток предложения финансовых услуг в регионах и, в особенности, в небольших городах и сельской местности.
«Микрофинансовые организации являются своеобразным мостиком для предпринимателей между «финансовой изоляцией» и не всегда доступным банковским кредитованием, - отметила Екатерина Сидорова генеральный директор ОАО «ФИНОТДЕЛ». - По итогам 2013 эксперты прогнозируют увеличение рынка МФО в 2-3 раза по сравнению с 2012 годом, а объем рынка к 2017 году составит, по некоторым оценкам, уже 170 млрд рублей. Все это позволяет говорить о секторе МФО как о самом быстрорастущем сегменте финансовой отрасли в России».
Что касается средних сумм займов - то 65% портфеля микрокредитов - это кредиты на сумму более 600 тысяч рублей, микрозаймы же тяготеют к диапазону 151-300 тысяч рублей (34%). 46% кредитов в 2012 году было выдано на срок свыше 2 лет, подавляющее же большинство микрозаймов выдается на меньшие сроки - 1-2 года (79% портфеля).