Годовой спрос на офисы за МКАД не превысил 1% от общего объемаХотя год назад офисам предрекали скорое смещение за границы Москвы, арендаторы и покупатели коммерческих площадей инициативу не поддержали, говорится в сообщении экспертов.
Согласно данным аналитиков компании Praedium, годовой спрос на офисы за МКАД не превысил 1% от общего объема спроса по Москве.Наибольшим спросом среди арендаторов продолжают пользоваться офисы в зоне ТТК-МКАД (53%), на втором месте по спросу - офисные площади в зоне между Садовым кольцом и Третьим транспортным кольцом (36%). На офисы внутри Садового кольца приходится 10% от общего спроса.
Эксперты Praedium отмечают: спрос среди арендаторов сконцентрировался в границах города до МКАД, и дальше двигаться не спешит. Согласно исследованиям предыдущих лет, в 2011 и 2012 по спросу на офисы также лидировала зона ТТК-МКАД (доли 35% и 46% соответственно), а в 2010 и 2009 годах, когда рынок переживал серьезное падение ставок, в лидеры вышла зона внутри СК (41% и 46% соответственно).
«Тенденция к смещению офисов в границы зоны ТТК-МКАД понятна: ставки на офисы здесь ниже, по качеству проекты, реализуемые в этой зоне, не уступают офисам в центре города. Кроме того, близость к ТТК позволяет надеяться на хорошую транспортную доступность бизнес-центра. Офисы постепенно смещаются к МКАДу, но за него переезжать арендаторы не хотят: кольцевая автодорога остается границей, которую подавляющее большинство арендаторов, выбирая офис, пересечь не решается» - рассказывает Александр Ошурко, заместитель генерального директора Praedium.
Московские офисы не собираются переезжать за МКАД по целому ряду причин: во-первых, в представлении многих столичных жителей, зона за МКАД является отдаленной и непрестижной, во-вторых, владельцев автомобилей смущает плохая транспортная доступность зоны за кольцевой автодорогой. «Простым офисным работникам, живущим в черте города, сложно добираться от метро до офиса, а шаттл-басы есть далеко не у всех бизнес-центров. Работать за МКАД при существующем уровне транспортной доступности этой зоны и ее пока еще не очень хорошо развитой инфраструктуры удобно только тем, кто живет в ближнем Подмосковье. Также за МКАДом хорошо себя чувствуют различные производства и бизнес, который не требует встреч с клиентом в офисе. Некоторые компании готовы переводить бэк-офисы в зону МКАД-МО, однако клиентские представительства продолжат располагаться в престижных бизнес-районах города еще много лет» - отметил Александр Ошурко.
Чтобы поднять престиж офисов в зоне МКАД-МО и разгрузить трафик центра столицы уезжающих в отдаленные офисы работников, властям придется еще долго трудиться над строительством транспортных развязок вблизи МКАД и созданию инфраструктуры достойного уровня в этой зоне.