Депутаты Госдумы и участники рынка недвижимости активно обсуждают законопроект, направленный на ужесточение правил рекламы строящегося жилья.
По мнению адвоката Андрея Комиссарова, предложенные авторами документа новации добавят головной боли застройщикам, однако вряд ли полностью избавят покупателей квартир от развесистой девелоперской «клюквы».
Законопроектом, который разработан депутатом Александром Хинштейном, предложено запретить рекламу, связанную со строительством жилья, до его ввода в эксплуатацию - в том случае, если средства граждан привлекаются не по договорам долевого участия в рамках 214-ФЗ. Рекламировать проекты предписывается после получения разрешения на строительство. Не менее 15% рекламного пространства должно отводиться под информацию о застройщике, о разрешении на строительство, месте и способе получения проектной документации.
«Необходимость ужесточения закона «О рекламе» давно назрела, - замечает адвокат Андрей Комиссаров. - Сегодня строительные компании зачастую умышленно вводят покупателей жилья в заблуждение. Например, указывают заниженные процентные ставки по ипотечным кредитам, обещают построить мифические объекты социальной инфраструктуры, дороги и пр. Некоторые фирмы выступают «агентами» реализации государственных жилищных программ, не являясь таковыми. Известны случаи, когда крупные застройщики, получившие в кризис 2008 г. госгарантии по кредитам, пытались преподнести эту информацию потребителям в таком ключе, будто бы государство гарантирует завершение строительства конкретных домов».
Впрочем, для наведения порядка в этой сфере поверхностной корректировки закона может оказаться недостаточно. «Необходимо сформировать механизм контроля за исполнением закона - включая систему мониторинга достоверности указанных в рекламе сведений, а также пересмотреть объем финансовой ответственности за выявленные нарушения законодательства. Сегодня штрафы за нарушение закона о рекламе смехотворны и составляют, в среднем, 100-500 тыс. руб., что эквивалентно нескольким квадратным метрам жилья. И пока такие издержки с лихвой покрываются прибылью, возникающей на волне недобросовестной рекламы», - резюмирует адвокат.