20 июня 2013 г. в рамках делового визита в Москву делегация ОЭСР представила вторую - заключительную, часть глобального исследования пенсионной системы России.
Основываясь на опыте стран-членов ОЭСР и двухлетнем изучении специфики российской пенсионной системы, международные эксперты сформировали рекомендации по ее развитию.
Среди ключевых выводов: необходимость проведения политически стабильной и долгосрочной пенсионной реформы и сохранение обязательного накопительного компонента в структуре пенсии.
Исследование «Роль накопительных пенсий в системах пенсионного обеспечения: проблемы пенсионной системы Российской Федерации» подготовлено в ходе обязательных процедур по вступлению России в ОЭСР в 2015 году. Рекомендации, сформированные ведущими международными экономистами по развитию российской пенсионной системы, были предоставлены российским министерствам и ведомствам в рамках текущей пенсионной реформы.
По оценкам экспертов действующая с 2002 года пенсионная система России одна из самых эффективных и сбалансированных среди стран ОЭСР. Проведение очередной реформы с варьированием размеров пенсионных взносов приведет к резкому падению доверия населения к власти. Уменьшение накопительной части пенсии до 2% в долгосрочной перспективе увеличит нагрузку на федеральный бюджет и снизит темпы развития экономики России.
Согласно исследованию реформа пенсионной системы должна обеспечить ее финансовую устойчивость и достаточный уровень пенсионных выплат. В России достичь этого можно путем сохранения смешанной пенсионной системы и дальнейшего развития накопительного компонента. Текущие изменения в пенсионной системе демонстрируют нестабильность политических решений в стране и как следствие могут привести к скачку социального напряжения в стране.
В исследовании особо отмечается негативный опыт стран, которые частично или полностью ликвидировали накопительный компонент. Ряд стран, среди которых Эстония, Польша, Литва, Латвия прибегали к уменьшению тарифа взносов в накопительную часть пенсии. Однако отсутствие ожидаемого экономического эффекта со временем привело к полному восстановлению и увеличению размера накопительной части.
Наиболее негативным стал опыт Венгрии, где накопительный компонент был полностью ликвидирован, а средства накопительной системы были возвращены в государственную пенсионную систему. Это привело к снижению пенсионных выплат и возникновению долгосрочных государственных обязательств, что в свою очередь стало причиной ужесточения налогового давления на население.
Исследование показывает, что коэффициент замещения россиянина со средним заработком при условии сохранения полного объема взносов в накопительную часть своей пенсии, будет составлять почти 70% , что превышает средний показатель ОЭСР (около 60%).
Также эксперты ОЭСР считают, что для россиян было бы выгоднее, если бы выбор тарифа взносов в накопительную часть пенсии осуществлялся в обратном порядке. По умолчанию размер накопительной части пенсии должен составлять не 2, а 6% страховых взносов. По выбору гражданина размер накопительной части пенсии может быть уменьшен до 2%.
При этом экономисты рекомендуют сохранить право выбора размера тарифа накопительной части пенсии после 2014 года с предоставлением этого права гражданам, впервые вступающим в трудовые отношения.
В исследовании эксперты отмечают усиление роли накопительного компонента в структуре пенсии в странах - членах ОЭСР.