Трагические смерти в США усыновленных детей всколыхнули общественность очень сильно. Их судьба смогла изменить не только закон, но и отношения к детям, некогда бывшим для всех «чужими». На сегодняшний день проводится работа по выяснению положения дел в семьях детей, отданных на воспитание иностранцам.
Проблема оказалась чрезвычайно запущенной. Специалистами «Белой книги жертв иностранных усыновителей» была проведена колоссальная работа - изучались сотни статей, прочитаны тысячи интернет-страниц, изучены американские и российские архивы. При этом ни одна из сторон не в курсе, сколько детей погибло. Даже детский омбудсмен Павел Астахов заявлял, что Максим Кузьмин стал 20-ой жертвой американских усыновителей.
«Речь идет не о 20 убитых детях, - цитирует издание NewsFactor слова координатора движения «Русские матери» Ирины Бергсет. - Сколько их было на самом дели никто не знает. Восстановить их биографии уже не возможно". По ее словам, с момента развала СССР был сформирован «черный рынок» торговли детьми, который пропустил через себя сотни и тысячи детей. Узнать это точно теперь не представляется возможным.
Список детей погибших в приемных семьях США включает в себя двадцать одно имя. Последним в нем числится Максим Кузьмин (Макс Алан Шатто), погибший 21 января 2013 года. Ребенок, чья смерть привела российское обществу к фактическому расколу и к осознанию того факта, что так дальше продолжаться не может. Проблема, которая зрела долгие годы, на глазах превратилась в ряд трагедий, которым нет ни объяснения, ни оправдания.