Ставки по страхованию автогражданской ответственности постоянно растут, постепенно становясь проблемой самих автомобилистов. При этом Государственная дума недавно приняла жалобу от крупнейших страховых компаний о сложной ситуации на рынке. Бизнес может стать нерентабельным, если не повысить страховые суммы. В чью пользу могут быть приняты поправки в закон об ОСАГО?
Лобби в законодательных и исполнительных органах власти вполне легально добивается нужного результата, это не новость и не тайна. Во многом благодаря лоббизму страховых компаний стахановскими темпами растут ставки по страхованию автогражданской ответственности (ОСАГО), становясь для многих автолюбителей непомерно высокими. Тем не менее, бизнесмены жалуются на малую доходность и пытаются продавить свои интересы.
Если поправки в закон об ОСАГО будут приняты, это естественным образом приведет к увеличению тарифов - по оценкам экспертов, примерно на 25%. Иными словами, базовая стоимость полиса ОСАГО может увеличиться до 2 500 рублей. Напомним, на сегодняшний день базовая ставка составляет 1 980 рублей.
Кто стоит за ростом ставок по ОСАГО? Первый заместитель председателя комитета ГД по конституционному законодательству и государственному строительству, член экспертного совета при Комитете по транспорту Госдумы РФ, лидер Движения автомобилистов России, Вячеслав Лысаков в интервью "Электорату.Инфо" пояснил, что в этом созыве Госдумы появились люди, которые лоббируют интересы и автомобилистов, и перевозчиков. «Они лоббируют свои интересы, у них мощная финансовая подпитка, у них мощные юристы. И они рассматривают страховой бизнес, в частности, ОСАГО как возможность заработать на нас, автомобилистах», - говорит депутат.
По его словам, когда принимался закон ОСАГО, то основная его социальная нагрузка состояла в том, чтобы уменьшить количество пострадавших и жертв на российских дорогах. Закон был призван стимулировать экономическую заинтересованность водителя в безаварийное езде. За нее водителям полис ОСАГО на следующий год в следующий раз должен доставаться дешевле. Эта система называется «бонус - малус», но в России она не работает.
Соответственно, никакой заинтересованности в том, чтобы у начинающих автомобилистов, у которых количество аварий максимально в первые 2-3 года стажа, нет. Закон об ОСАГО не выполняет своей главной социальной функции - не снижает количество пострадавших и количество погибших на российских дорогах. При этом страховые компании рассматривают это как вид прибыльного бизнеса и фактически шантажируют правительство уходом с рынка. Хотя часто "не выполняют многие свои обязательства, они не выплачивают адекватной суммы, когда автомобилисты обращаются в страховую компанию. Они выплачивают с большой задержкой эти суммы и людям приходится месяцами бегать", подчеркнул эксперт.
Председатель Межрегиональной общественной организации «Федерация автовладельцев», руководитель Общественного движения «Автомобильный союз» Сергей Канаев считает, что лобби страховых компаний находится на законодательном уровне. Необходимо добиться того, чтобы лоббизм такого рода должен компенсироваться лоббизмом автомобильных организаций. Ставки растут благодаря бесконтрольному давлению со стороны страховых компаний, и с этим нужно бороться.