Правительство Франции одобрило поправки к законодательству, которые дают возможность в ближайшем будущем применять эвтаназию. Пожелавший завершить жизненный путь пациент должен четко и ясно выразить свою волю. Данное решение может вступить в силу с июня 2013 года, когда вывод комитета будет закреплен законодательно.
Вопрос применения эвтаназии является крайне неоднозначным, и многие до сих пор не определились со своей точкой зрения на этот вопрос. К каким последствиям это может привести в медицине, юриспруденции, общественной и религиозной этике?
Напомним, 14 февраля французский Национальный консультативный комитет по этике одобрил проведение эвтаназии в исключительных случаях. Возможность применения "смерти по желанию" возрастает в случаях самостоятельного письменного распоряжения безнадежного больного. Также решение о прекращении мучений больных без сознания могут принять и их близкие, при участии врачебного консилиума.
Можно ли право решать о пределе своей выносливости самим больным? Нельзя не учитывать и религиозно-этический момент. На текущий момент вопреки расхожему мнению Церковь как раз «категорически за» эвтаназию - только в ее исконном значении, «счастливой смерти». Сам процесс нельзя сводить только к ускорению смерти искусственным образом, путем убийства или самоубийства.
Эксперты интернет-портала Yoki попросили высказаться на этот счет ряд экспертов, придерживающихся самых разных точек зрения. Мнение священника и секретаря Совета по биоэтике при Московском патриархате, протоиерея Московском патриархате Максима Обухова было вполне ожидаемым. Он считает, что российский закон, запрещающий это явление, абсолютно прав. По его словам, эвтаназию нельзя разрешать в принципе - это переход за ту грань, которую общество не должно переступать. И опыт тех стран, которые ее узаконили, крайне отрицательный.
Со своей стороны, доктор медицинских наук, профессор, хирург Андрей Писклаков также заявил, что люди не должны брать на себя функцию Бога. В России, где криминал зашкаливает и без официальной эвтаназии, добрые родственники, чтобы завладеть жильем близкой пенсионерки, сразу же соберут все необходимые справки и документы. Общество не доросло до таких решений.
При этом врач-сексолог, кандидат психологических наук Юрий Левченко пояснил, что каждый конкретный случай должен рассматриваться индивидуально. Принимать решение должен целый консилиум врачей, которые могут дать родственникам все необходимые пояснения. Бывают случаи, когда человека ждут страшные боли от метастазов, которые не снимаются даже наркотиками. Но окончательный выбор должен быть либо за самим человеком, либо именно за родственниками.
"У нас секулярное, а не религиозное общество - не надо об этом, религиозность сейчас очень мешает. И если общество устанавливает правила перехода через дорогу, оно вправе устанавливать и законы жизни, и мы этим законам должны подчиняться", - подчеркнул эксперт. В любом случае, всегда должно быть право выбора - и граждане любой страны обязаны его сделать самостоятельно. Вопрос правомерности эвтаназии - как раз вопрос, который необходимо решать самому гражданскому обществу. Каким образом - посредством ли референдума, опроса, или законодательного введения сверху - вопрос пока открытый.