Решение проблем экологии напрямую зависит от политиков, которые могут лоббировать на законодательном и исполнительном уровнях программы, связанные с защитой окружающей среды. Обычно вопросы чистой экологии контролируются экологическими движениями, представленными практически во всех уровнях власти.
Европа дает возможность для функционирования экологическим движениям в форме политических партий, самой распространенной из которых является «партия зеленых». Международная общественная природоохранная организация Greenpeace, известная своими громкими и зачастую скандальными акциями, направленными на привлечение внимания средств массовой информации к проблемам загрязнения окружающей среды наряду с "зелеными" активно участвует в политической жизни своих стран, избираются в парламенты и органы власти.
СНГ тоже работает в этом направлении. К примеру, в 2008 году в Республике Узбекистан на заседании верхней палаты парламента были приняты поправки к Закону о выборах, согласно которым был введен институт квотирования депутатских мест специально для Экологического движения Узбекистана. В итоге экологам выделили пятнадцать мест в парламенте, а избирают депутатов путем тайного голосования на республиканской конференции общественного экологического движения.
Большое влияние на общественное мнение оказывает Green 10, в которую входят представители таких организаций, как WWF, Greenpeace, BirdLife International, Climate Action Network Europe (CAN Europe) и некоторые другие. Российские экологические организации при этом не представлены ни в верхней ни в нижней палатах российского парламента, с их мнением никто не считается, а в результате Россия вполне заслуженно признается одним из самых загрязненных государств европейского континента.
Председатель межрегионального экологического движения «АНТИМУСОР» Владимир Спирягин по этому поводу заявил, что российские экологические движения "создавались с целью защиты природы и окружающей среды, а на деле решают свои собственные задачи, зачастую - политические, далекие от решения экологических проблем. Другие создают экологические НКО с целью подзаработать, поскольку в таких организациях льготное налогообложение. Именно поэтому очень трудно объединить государственное экологическое движение в единое целое: интересы отдельных «псевдоэкологов» очень часто не совпадают. Если говорить в масштабах страны, то «партия зеленых» дискредитировала себя в глазах общественности тем, что «легла» под «Яблоко», партию, которая к этому времени уже теряла свой политический вес. В результате сегодня некому лоббировать проблемы защиты окружающей среды, поскольку другие партии вспоминают об экологии лишь во время выборных кампаний".
Вопрос - почему в России экологи за двадцать лет не оформились, как серьезная политическая сила - партия, представленная на законодательном уровне и лоббирующая природоохранные инициативы? - корреспонденты издания ЭкоNow адресовали экспертам.
Российский писатель, драматург, режиссёр, актёр Евгений Гришковец считает, что в России нет никакой альтернативы, нет никакой политической силы, кроме одной единственной. Экологическому мышлению просто неоткуда взяться в стране, "когда такое тотальное недоверие всех ко всем: люди не будут доверять тем людям, которые будут ставить экологические проблемы, как политические... Все подозревают людей в своей корысти, в достижении своих интересов. Я, собственно, не вижу и не могу припомнить сейчас людей заметных, экологов, которые были бы быть готовы сами сделать серьезные политические шаги...Проблемы экологии должны быть представлены конкретными людьми и, разумеется, на самом высоком уровне".
По мнению общественного деятеля, бывшего заместителя главы Росприроднадзора Олега Митволя, ждать новых законов, защищающих природу, сейчас несвоевременно, так как "комитет по экологии в Государственной Думе вообще закрыт за ненадобностью, есть Комитет по природопользованию - то есть, мы сразу говорим, что мы природу только «пользуем»...Обществу интересно знать о реальном положении дел в сфере экологии, и опросы общественного мнения свидетельствуют о том, что около 70% жителей крупных городов заинтересованы в информации о состоянии окружающей среды. Они этим живо интересуются, но на этом пока все и ограничивается. Надеюсь, что если политическая реформа будет реальной, например, то, что сейчас идет - хотя бы дали возможность организоваться разным партиям, тогда и появятся по-настоящему заинтересованные в решении проблем экологии люди... А дальше выборы 2016 года в ГД покажут, что, собственно, происходит..."