Современные дети больше интересуются новыми гаджетами, чем плюшевыми мишками. Родители не отказывают чадам в покупке игрушек, но детей куда больше интересуют игры на компьютерах. Cами же игрушки оказываются вне поля детского интереса. Опасную ситуацию комментируют изданию Missus.Ru эксперты.
Предыдущему поколению игрушки заменяли в детстве целый мир. Все помнят первую куклу, мишку, машинку, игрушечные друзья оставались вместе с владильцами на черно-белых фотографиях. С ними действительно хотелось говорить, у них был свой характер. Игрушки были друзьями.
Доктор психологических наук,профессор кафедры дошкольной педагогики и психологии Московского городского психолого-педагогического университета Елена Смирнова считает, что в этом и была их суть. Она посвятила игрушкам свои научные работы, а в 2008 году возглавила Центр психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек,созданный по инициативе Московской городской думы.
Власти, озабоченные валом третьесортного ширпотреба тогда обратились к городскому правительству с просьбой организовать процедуру специализированной психолого-педагогической экспертизы. Департамент образования рекомендовал организациям, осуществляющим закупки игр, игрушек и игровых материалов для государственных образовательных учреждений, привлекать в качестве экспертов специалистов Московского городского центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек.
Аналитики изучают развивающий потенциал игрушек, их пригодность для разных видов детской игры, возрастная адресованность, а также этические и эстетические качества. Уже оценено более 500 игровых материалов отечественных и зарубежных производителей, представленных на российском рынке.
Игрушки также проверяются на прочность, качество исполнения и обязательно - на отсутствие травмирующего воздействия. После этого новинку отдают детям, и наблюдают, как они с этими игрушками играют. По словам Смирновой, "некоторые серьезные производители стремятся получить нашу экспертизу, прислушиваются к рекомендациям психологов на этапе подготовки изделия, заказывают методические рекомендации по правильному использованию игрушки".
Она подчеркивает, что излишняя детализированность игрушки мешает детям, не дает возможность вложить свои эмоции, создать свой образ. К слову о всевозможных аналогах Барби - Смирнова не считает эти игрушки полезными. В них заложена основаная идея бренда: "Главное - хорошо выглядеть! Смотрите, как я хороша". Для девочек, конечно, важно уметь следить за собой, но не стоит это делать смыслом жизни в четыре-пять лет.
"Облик кукол все более расчеловечивается, и ребята примеряют на себя образы этих монстров", - подводит итог собеседница. Большинство этих чудищ перекочевало с экранов в жизнь и стало сегодняшей реальностью. Соврмененные игрушки не дают ребенку ни простора для фантазии, ни четкого образа животного, при том, что детям нужны игрушки простые, открытые, в которые можно вложить свой образ.
По мнению психологов, у детей упал интерес к игре и во многом виноваты как раз такие, в лучшем случае неинтересные, в худшем - опасные игрушки. Директор Института Супружеской Психотерапии, президент фонда "Детское Здоровье", член Американской психологической ассоциации Александр Кузнецов заявил, что компьютерные игры, требующие от ребенка минимального участия, растят поколение инфантилов.
По его словам, "современные дети живут информационном обществе, в котором их активность сведена до минимума: они все время смотрят телевизор. В результате у них воспитывается пассивное мышление - малышу ничего не надо представлять, как при чтении книжки, ему не нужно шевелить руками, как когда он собирает пирамидку, и вообще что-либо преобразовывать. В лучшем случае он сядет за монитор компьютера или возьмет планшетник и будет двигать пальцем или мышкой...При этом руки и ноги не двигаются, координация не развивается, в результате мы получаем серьезные нарушения психомоторного развития".
Президент Международного союза общественных организаций "Конгресс по вопросам семьи, материнства и детства" Татьяна Рощина заявила, что "игрушки должны способствовать развитию - чтобы пальчики работали,чтобы глаза работали, когда ребенок начинает более внимательно смотреть, фокусирует взгляд. И ум - попробуйте сложить какие-нибудь игры на внимание, это же очень сложно! И ребенок начинает привлекать кого-то из родителей для помощи. Теперь все против развития детей, именно умственного, когда ребенок должен думать. Только нажимай на кнопки и смотри! Что такое планшетник? Это потеря зрения. Кроме вреда,на сегодняшний день компьютеры ничего детям не приносят".
Тем не менее, эксперты пытаются искать другие пути. Игрушки, получившие высокие оценки при проведении экспертизы, удостаиваются специального знака качества "Детские психологи рекомендуют" и подтверждающего сертификата. Этот знак зарегистрирован в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. В 2012 году при поддержке Департамента образования города Москвы состоялась вторая ежегодная церемония вручения премии "Игрушка года - Детские психологи рекомендуют", а также прошла презентация каталога лучших игр и игрушек. Так что по сути - выбор за родителями.