16 января 1963 года первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев официально объявил, что СССР стала обладателем водородной бомбы, пишет Правда.ру.
Это заявление в свое время стало практически сенсацией, хотя на вооружение бомбу так и не приняли. После недавнего Карибского кризиса паритет вооружений стал политически значимым вопросом. При этом СССР уступал США в мегатоннаже ядерного арсенала. Значительное отставание - более чем в два раза - наблюдалось и по количеству проведенных испытаний.
Водородную бомбу разрабатывали в разных странах, однако именно советские ученые первые испытали ее еще за 10 лет до того, как об этом объявил Никита Хрущев - в августе 1953 года. В 1961 году на испытания пошла 50-мегатонная бомба и таким образом, Советский Союз продемонстрировал, что может достичь любого уровня мегатоннажа ядерного арсенала.
С другой стороны, после заявления Хрущева прекратился рост мегатоннажа ядерного арсенала США. СССР добился паритета с Америкой. Сохранился ли он сейчас?
На этот вопрос Bigness.ru ответил главный научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, генерал-майор в отставке Владимир Дворкин. По его словам, в 1963 году никакого паритета у СССР с США не было, так как не было средств доставки бомб на территорию Америки.
"Вот теперь мы сохраняем примерный баланс стратегически вооружений, которые обеспечивают то, что называется взаимным ядерным сдерживанием. Этот баланс по существу у нас основан на последнем Пражском договоре по сокращению стратегических наступательных вооружений (2010 года - прим.). Этот баланс примерный, не точный паритет. Потому что если США нужно сокращать свое вооружение для того, чтобы дойти до уровня 1550 боезарядов и 800 носителей, то России наоборот, надо подниматься (до этого уровня), мы уже выполнили этот договор", - считает эксперт.
Дворкин подчеркнул, что можно говорить о балансе, потому что обеспечивается достаточно надежный ответный удар, если когда-нибудь он потребуется.
"А вообще это все основано на реликтовой концепции взаимного ядерного сдерживания, когда мы угрожаем друг другу по существу полным уничтожением. Но поскольку нет уже никаких идеологических разногласий, то сама политика взаимного ядерного сдерживания глубоко устарела и наносит только вред", - подытожил аналитик.