Перед 1 сентября сотрудники пивоваренной компании «Балтика» проверили, готовы ли торговые точки Санкт-Петербурга и Великого Новгорода к наплыву юных покупателей, гуляющих после уроков. Итог неутешительный - больше половины продавцов продали подакцизные товары несовершеннолетним.
Рейд «Народный патруль» инициировала газета «Комсомольская правда в Санкт-Петербурге». Накануне учебного года редакция газеты пригласила журналистов, представителей общественных организаций, власти и бизнеса принять участие в рейдах по торговым точкам с тем, чтобы напомнить продавцам о необходимости соблюдения российских законов, запрещающих продавать алкогольные напитки и сигареты молодым людям, не достигшим 18 лет.
29 августа рейды прошли в Санкт-Петербурге, а 30 августа - в Великом Новгороде. «Контрольные закупки» помогали совершать несовершеннолетние, проживающие в обоих городах, в которых проверялись торговые точки. В оба рейда вышли активисты «Пивного дозора» - проекта, который пивоваренная компания «Балтика» активно реализует уже с 2008 года по всем городам России с целью контроля за соблюдением законодательства о запрете продаж пива несовершеннолетним.
Редактор пресс-центра газеты «Комсомольская правда в Санкт-Петербурге» Екатерина Ефимова отметила, что «в подобных рейдах участвуют люди, которым небезразлична судьба страны. Через десять лет сегодняшней молодежи предстоит самостоятельно управлять тем, что оставили им родители. Но вопрос в другом - будет ли, кому управлять, если взрослые безответственно относятся к ним сейчас? Мы собрали «Народный патруль», чтобы еще раз напомнить сотрудникам торговых точек о том, что продажа алкогольной продукции и сигарет несовершеннолетним запрещена законом, и грозит серьезными наказаниями для самого продавца и владельца магазина или киоска».
Рейд по торговым точкам двух городов начался от редакции газеты «Комсомольская правда» - в Петроградском районе Санкт-Петербурга - и закончился в западном районе Великого Новгорода. В обоих районах находится большое количество учебных заведений, несовершеннолетние ученики которых, теоретически, захотели бы отпраздновать начало учебного года. Оказалось, что продавцы из Великого Новгорода, по большей части, готовы несовершеннолетним в этом помочь - в восьми из десяти торговых точек шестнадцатилетнему Артему из «Народного патруля» продали шампанское, энергетические напитки, пиво и сигареты. В Санкт-Петербурге ответственных продавцов было больше - также шестнадцатилетний Егор смог «отовариться» в четырех торговых точках из десяти.
Напомним, что закон позволяет продавцам потребовать у покупателя документ, позволяющий установить его возраст, при наличии каких-то сомнений в том, что человеку, приобретающему алкогольные напитки или сигареты, еще нет 18 лет. Но этим своим правом пользуются не все продавцы. Рейд «Народного патруля» показал, что одни продавцы очень торопятся обслужить как можно большее количество покупателей - им некогда спрашивать документы, другие также находят причины, по которым им пришлось нарушить закон.
В случае, если продавец продал подакцизные товары несовершеннолетнему впервые, составляется протокол по ст. 14.2 КоАП РФ - «Незаконная продажа товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена», наказание по которой - штраф в размере до двух тысяч рублей, на должностных лиц - до четырех тысяч рублей, на юридических лиц - до сорока тысяч рублей. Однако летом 2011 были внесены поправки в Уголовный кодекс РФ, и теперь за повторное нарушение продавцы могут быть привлечены и к уголовной ответственности по ст. 151.1 УК РФ (максимальный размер наказания - исправительные работы сроком до года или штраф до 80 тысяч рублей).