Министерство обороны Ирана оценило срыв поставок российских зенитных ракетных комплексов С-300 в 3,985 миллиарда долларов. Эта сумма содержится в иске к "Рособоронэкспорту", поданном иранской стороной в Третейский суд в Женеве, и включает в себя все неустойки по поставкам российского вооружения Тегерану.
Как напоминает BaltInfo, Москва и Тегеран подписали соглашение на поставку зенитных комплексов С-300ПМУ-1 в 2007 году. Сумма сделки составила 800 миллионов долларов. Поставка комплексов регулярно задерживалась по техническим причинам, а в 2010 году после принятия резолюции ООН номер 1929, ограничивающей поставки оружия Тегерану, и вовсе стала невозможной.
Вскоре после отказа исполнять контракт Россия вернула Ирану аванс в размере 167 миллионов долларов. По словам директора Центра изучения современного Ирана Раджаба Сафарова, в исковом требовании Ирана содержатся не только неустойки по контракту на поставку С-300, а вообще по всем соглашениям с 1996 года.
Истцом в деле выступает министерство обороны Ирана и The Aerospace Industries Organisation, головное предприятие иранского ВПК, отвечающее за военное ракетостроение. Ответчиком является российский монополист на рынке экспорта вооружений компания «Рособоронэкспорт», в годовом отчете которой, опубликованном в четверг, раскрыты подробности тяжбы. Иск был подан иранской стороной еще 13 апреля 2011 года без особой огласки.
Скандал вышел наружу только несколько месяцев, когда на пресс-конференции в Москве иранский посол Махмуд Реза Саджади объявил, что его страна подает на Россию в международный суд (тогда речь шла о Международном суде ООН). «Юридически мы считаем, что отгрузка С-300 не входит в резолюцию Совбеза ООН. Мы направили свой иск, чтобы решение суда помогло России осуществить эти поставки, чтобы у России был юридический козырь», - говорил тогда Саджади. О финансовой составляющей претензий иранской стороны дипломат не обмолвился ни словом
В настоящее время вооруженным силам Ирана принадлежит большое количество военной техники советского производства, которая не может функционировать из-за отсутствия запасных частей и нуждается в ремонте. При этом в Иране полагают, что производитель обязан был поставлять запчасти к ранее проданной технике. Иранская сторона имеет высокие шансы выиграть в суде, поскольку санкции ООН, введенные в отношении Тегерана, запрещают лишь поставки наступательных видов вооружений и не затрагивают поставки оборонительных систем С-300, пишет Lenta.ru
Указ о запрете поставок Ирану бронетехники, боевых самолетов, вертолетов, кораблей и зенитных ракетных систем в 2010 году подписал президент России Дмитрий Медведев. Впрочем, эксперты полагают, что основной целью Ирана является не получение крупной суммы неустойки по военным договоренностям; подав иск в суд Тегеран стремится простимулировать Москву к возобновлению контракта на поставку зенитных ракетных комплексов. При этом сумма иска намеренно завышена, чтобы Россия могла объяснить возобновление поставок С-300 нежеланием терять значительные средства.
Как пишет Газета.ру, дата рассмотрения иска в Женеве так и не назначена. Источник в российских военно-промышленных кругах выразил уверенность в том, что он вообще вряд ли будет рассмотрен.
«Выполнение контракта было приостановлено в связи с введением международных санкций на поставку в Иран оружия. Россия, как известно, официально объявила, что аннулирует контракт по С-300 и возвращает полученный аванс в сумме $166,8 млн», - заявил он. Откуда взялась цифра почти в $4 млрд, он не указывает. Руководитель Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов перечислил для Газеты.Ru возможные составляющие этой суммы: «Во-первых, сумма в $800 млн была оценочной, она вполне могла быть и выше $1 млрд, во-вторых, иранцы понимают, что по сравнению с 2007 годом доллар обесценился, в-третьих, они наверняка что-то подстроили в своей системе ПВО под С-300, и это могло рассыпаться, и, наконец, для них это моральный ущерб». Правда, Пухов полагает в отличие от представителя ВПК, что иск к «Рособоронэкспорту» вполне может быть и удовлетворен.
Россия возвращала Ирану только аванс, о неустойке речи не было, в январе этого года рассказывал глава «Ростехнологий» Сергей Чемезов, опровергнув посла Саджади, объявившего о выплате российской стороной штрафа за разрыв соглашений за несколько дней до этого.