Крупнейшая в мире по объему капитализации энергетическая группа Exxon Mobil Corp. собирается продать сеть заправочных станций Esso в Германии. При этом купить сеть, по данным информированных источников агентства Bloomberg, могут две или три российские компании.
Однако сами представители немецкой холдинговой компаний отказались давать комментарий на эту тему.
Сеть АЗС Esso в Германии насчитывает более 1,1 тыс. точек, ее стоимость оценивается более чем в 1 млрд евро. Пока Exxon Mobil ведет предварительные переговоры с несколькими претендентами, сообщает Финмаркет.
За последние четыре года руководство концерна во главе с гендиректором Рексом Тиллерсоном продало почти треть ранее принадлежавших группе заправочных станций, стремясь выйти с этого рынка на фоне стагнации, а в некоторых регионах и снижения спроса на топливо. Exxon Mobil предпочла вложения в высокоприбыльные нефтяные скважины и производство нефтехимической продукции. На 31 декабря группа владела на правах собственности или по договорам лизинга 7,75 тыс. АЗС по сравнению с 11,45 тыс. на конец 2007 года.
Потенциально немецкие АЗС могут быть интересны в первую очередь «Роснефти». В 2010 году компания заявляла о желании выйти на европейский розничный рынок нефтепродуктов. В тот год она приобрела у венесуэльской нефтяной корпорации PdVSA 50% в немецкой Ruhr Oel GmbH, которая владеет четырьмя нефтеперерабатывающими заводами в Германии. Эта компания владеет 25% в НПЗ Bayernoil, 100% в Gelsenkirchen, 24% в MiRO Karlsruhe и 37,5% в PCK Schwedt. Сумма сделки составила $1,6 млрд, покупка позволила "Роснефти" увеличить перерабатывающие мощности на 11,6 млн т в год. 50% Ruhr Oel принадлежит британской ВР. Тогда в "Роснефти" заявляли, что компания оценивает возможность приобретения розничной сети по продаже нефтепродуктов. Тем более что развитие собственной розничной сети в крупнейшем государстве ЕС позволило бы повысить эффективность операционной деятельности нефтяной компании за счет синергии. "Да, действительно, покупка германской сети АЗС Esso российской "Роснефтью", выступающей с недавних пор стратегическим партнером ExxonMobile, выглядит наиболее очевидной", - отмечает Роман Беседовский. Он отмечает, что развитие сети АЗС в Европе входит в число приоритетов в стратегии развития "Роснефти", и, считает эксперт, компания сможет найти необходимые ресурсы либо договориться с ExxonMobil о неких эксклюзивных условиях приобретения актива. В самой "Роснефти" вчера также не стали комментировать свой интерес к этому
розничному актив, пишет издание "Московские новости".
Источник РБК daily в госкомпании говорит, что «Роснефти» не интересна розничная сеть ExxonMobil по причине низкой маржи переработки в Европе и переговоры на этот счет не ведутся. Представитель госкомпании отказался от комментариев.
Среди возможных претендентов эксперты называют также ЛУКОЙЛ, владеющий нефтеперерабатывающим и розничным бизнесом в Европе, а также швейцарскую Gunvor, совладельцем которой является Геннадий Тимченко. В марте нефтетрейдер приобрел два нефтеперерабатывающих завода разорившейся компании Petroplus - один из них в Антверпене (Бельгия), другой в Ингольштадте (Германия) и сеть АЗС в районе Мюнхена. Представитель Gunvor сказал, что компании не интересны активы Exxon и она не намерена участвовать в переговорах. В ЛУКОЙЛе, ТНК-ВP, "Газпром нефти" отказались от комментариев.
До кризиса 2008 года в Европе была высокая маржа в нефтепереработке и рознице, сейчас она низкая, хотя и выросла сильно за последний месяц, отмечает аналитик ИФД «КапиталЪ» Виталий Крюков. Стабильно низкая маржа переработки в Европе связана с избытком перерабатывающих мощностей, слабым спросом, увеличивающимся импортом нефтепродуктов из США и с Ближнего Востока и дефицитом дешевого нефтяного сырья. Американские НПЗ имеют доступ к дешевому местному сырью как нефти, так и газа, а также развитой экспортной инфраструктуре, что повышает конкурентоспособность американской переработки, поясняет эксперт. Европейские заводы постепенно сокращают свои мощности, испытывают дефицит инвестиций в модернизацию, что ухудшает их позиции на рынке по сравнению с американскими и ближневосточными поставщиками, сообщает РБК Daily.
Рентабельность производства и продажи моторного топлива в прошлом году составила для Exxon Mobil 1,3% по сравнению с 74% в сфере добычи нефти и газа и 10% для нефтехимического подразделения.