По данным РЖД, в 2011 году грузовые составы по железным дорогам страны двигались со средней скоростью 10,3 км/ч с учетом простоя на станциях. Такие данные представлены в годовом отчете компании.
Средняя скорость перемещения между станциями без учета погрузочно-разгрузочных работ составила 37,1 км/ч. Годом ранее этот показатель равнялся 41,2 км/ч, а в 2009-м - 41,6 км/ч. В минувшем году передвижение вагона с учетом все работ и операций на станции замедлилось до 10,3 км/ч.
В РЖД основной причиной называют износ подвижного состава и инфраструктуры, рассчитывая на получения от правительства очередной порции средств на улучшение ситуации. Эксперты также отмечают серьезные проблемы в логистике перевозок.
"Скорость грузовых составов снижается из-за отсутствия нормальной диспетчеризации в РЖД. Операторам приходится покупать новые вагоны, но это не ускоряет перевозки: сейчас в России и СНГ задействовано 1,5 млн вагонов, в 1,5 раза больше, чем в 1988 г., но объем перевозок составляет лишь около 1,5 млрд т (против более 4 млрд т в 1988-м). Для сравнения: в США и Канаде задействовано около 700 000 вагонов, которые перевозят почти 3 млрд тонн", - отмечает гендиректор Infranews Алексей Безбородов.
Немного выправить сложившуюся ситуацию может приказа Минтранса об ограничении порожнего пробега вагонов.