Госдума на пленарном заседании 4 июля рассмотрела во втором чтении законопроект, ограничивающий рекламу алкогольной продукции, в том числе пива. Депутаты утвердили поправки, которые запрещают рекламу любых алкогольных напитков в печатных СМИ и в интернете.
Ко второму чтению законопроекта поступило шесть поправок, пять из которых позволяют установить запрет на рекламирование алкоголя любой крепости в периодических печатных изданиях и в интернете, пишет "Деловой Петербург".
Речь идет о запрете рекламы алкоголя в интернете, на всех сайтах, а не только на тех, которые зарегистрированы в качестве интернет-СМИ (такой вариант был предложен в первом чтении). Депутаты эти поправки поддержали.
По словам председателя Комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Игоря Руденского, ко второму чтению в законопроект внесены 5 поправок, одна из которых предлагает запретить рекламу спиртных напитков любой крепости в периодических печатных изданиях с 1 января 2013 года.
"Это планомерное продолжение реализации государственной политики по ограничению рекламы спиртных напитков и снижению масштабов злоупотребления алкоголем среди населения России", - сказал Игорь Руденский, как пишет "Парламентская газета". Он пояснил, что вступление в силу данной нормы с 1 января 2013 года обусловлено тем, что, как правило, периодические печатные издания заключают договоры с рекламодателями на один год, и введение переходного периода позволит сторонам выполнить условия по договорам.
По мнению авторов документа, Интернет является наиболее популярным ресурсом среди молодежи, поэтому реклама алкоголя особенно пагубно влияет на здоровье и нравственное состояние именно этой социальной группы. В связи с этим основной целью законопроекта является создание условий, препятствующих потреблению молодыми людьми алкогольной продукции, путем ограничения ее рекламы на соответствующих интернет-ресурсах, пишет Гарант.
Пока же газеты и журналы могут размещать рекламу алкогольных напитков с содержанием этилового спирта от 5% и более. Запрещена реклама алкоголя на первой и последней полосах изданий, на обложках журналов, а также на телевидении, радио, при кино- и видеообслуживании, на рекламных конструкциях, на всех видах транспорта, в детских, образовательных, медицинских учреждениях. С 23 июля этого года рекламировать алкоголь запретят в аэропортах и на вокзалах, за исключением мест его непосредственной розничной продажи.
Между тем, доля рекламных поступлений от производителей крепкого алкоголя и пива для печатных СМИ, по данным "Видео Интернешнл" за 2011 год, составляла всего 3,8% - 1,1 млрд руб. и 0,1 млрд руб. соответственно. Тем не менее заместитель гендиректора ИД "Комсомольская правда" Владислав Гемст считает возможный полный запрет на рекламу алкоголя и пива плохой новостью для издателей, поскольку это все же "ощутимые деньги". "Газеты читают зрелые люди, и рекламу алкоголя в прессе сложно обвинить в причастности к спаиванию молодого поколения",- убежден господин Гемст.
В Diageo (водка Smirnoff, виски Johnny Walker) предложенные ограничения назвали чрезмерными. "Не существует доказательств, что такие запреты действительно способствуют снижению уровня злоупотреблений алкоголем",- отмечает директор по корпоративным отношениям Diageo Елена Кузнецова. Гендиректор "Кристалл-Лефортово" (водка "Старая Москва") Виктор Алексеев уверен, что у производителей алкоголя должна оставаться возможность доносить информацию о продукте до потребителя: "При том многообразии алкогольной продукции, которое существует сейчас, реклама в печати и интернете - важный инструмент продвижения". У "Кристалл-Лефортово", по данным господина Алексеева, сейчас около 40% рекламного бюджета приходится на рекламу в печати. Директор агентства Kaufman Станислав Кауфман говорит, что у отдельных компаний эта доля может достигать 70-75%.
Единственным значимым каналом коммуникации производителей алкоголя с потребителем в случае прохождения поправок единороссов останется BTL (промоакции, выкладка в торговых залах магазинов). По оценке президента группы Orange Игоря Куценко, на пиво и алкоголь в общих BTL-бюджетах приходится не больше 10% (общие затраты на BTL-рекламу в 2011 году Ассоциация коммуникационных агентств России оценила в 68 млрд руб. без НДС). "Если будет полный запрет рекламы пива и алкоголя, то эта доля вырастет максимум до 15%,- говорит господин Куценко.- Подобное было с запретом табака - все ждали увеличения BTL-бюджетов, а табачные компании просто стали меньше тратить на маркетинг в целом", отмечает "Коммерсант".