Пропускной способности БАМа и Транссиба недостаточно для экспорта российских ресурсов с месторождений, разрабатываемых в восточной части страны. По мнению представителя президента в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) министра по развитию региона Виктора Ишаева, стране нужен еще один путь.
"По проекту БАМ должен перевозить 12,6 млн т. Реконструкция, которая проводится сейчас, увеличит грузоперевозки до 24 млн т. Но необходимо перевозить 108 млн т. Модернизация БАМа не решит всех проблем, поэтому нужно решать проблему кардинально, а именно - строить второй путь", - отметил В. Ишаев на заседании государственной комиссии по развитию Дальнего Востока и Забайкалья.
По его словам, модернизация БАМа увеличит перевозки по магистрали лишь до 28 млн тонн. При этом на продолжение реконструкции БАМа и Транссиба требуются значительные средства. РЖД оценивает объем необходимых до 2016 года средств в 291 млрд рублей.
Как заявил глава РЖД Владимир Якунин, БАМу нужно 208 млрд, Транссибу - 83 млрд рублей. Общий объем необходимых инвестиций для развития Транссиба - 181 млрд рублей до 2020 года, на развитие БАМа - 737 млрд рублей. При этом РЖД рассчитывает на поддержку государства.
"Со своей стороны, за счет результатов деятельности мы уже сейчас до принятия каких-то судьбоносных решений по развитию этих магистралей ежегодно планируем вкладывать 15 миллиардов. Это означает, что до 2016 года мы сможем собрать 60 миллиардов рублей", - сказал Якунин, добавив, что при этом до 2016 года необходимо инвестировать на эти цели более 350 миллиардов рублей.
Одной из главных тем заседания госкомиссии по вопросам социально-экономического развития Дальневосточного региона и Сибири под руководством премьер-министра Дмитрия Медведева стала оценка перспектив строительства второй очереди Байкало-Амурской магистрали.
"Объем денежных средств проекта составит порядка 419 миллиардов рублей. Я думаю, что это действительно второе рождение БАМа. Для Амурской области, где БАМ является самой протяженной магистралью, это станет хорошей перспективой, которая серьезно оживит экономику наших северных районов, да и в целом строительство", - цитирует дальневосточное информационное агентство "Порт Амур" губернатора Амурской области Олега Кожемяко.
Намеки на то, откуда могут быть взяты средства, российские власти уже делали. Не так давно озвучивалась идея вложений средств Пенсионного фонда в инфраструктурные облигации, которые обеспечат приток необходимых для столь масштабных проектов "длинных денег".
Напомним, что строительство БАМа, помимо выполнения дублирующей функции проходящего рядом с китайской границей и стратегически уязвимого Транссиба, ставило целью проложить путь через ряд расположенных в Сибири месторождений полезных ископаемых. Прокладка БАМа-2 имеет смысл при дальнейшем комплексном развитии новых территорий и добычных проектов.