В России прекращено субсидирование из госбюджета лизинга новых пассажирских самолетов. Ранее авиакомпаниям могло быть возвращено 20% затрат на покупку авиалайнеров российского производства в лизинг.
Постановление правительства, предусматривающее субсидирование лизинга новых самолетов, было принято в 2002 году. Деньги распределялись ежегодно в ходе конкурса, проводимого Росавиацией, напоминает РБК Daily. ()
Два года назад крупнейшими получателями государственной поддержки по лизинговым программам стали Red Wings, "дочка" "Аэрофлота" "Владивосток-Авиа", "Трансаэро", "Якутия" и "Россия". После 2010 года "Аэрофлот", заказавший почти 30 новых лайнеров Sukhoi Superjet , а также авиакомпании "Полет" и "Ангара", купившие по 10 Ан-148, субсидии не получали.
В конце прошлого года правительство выпустило постановление N1212, согласно которому возможно выделение субсидий для выплаты по лизингу самолетов вместимостью до 55 пассажиров с любым типом двигателей и до 72 кресел с турбовинтовыми двигателями.
При этом на самолеты вместимостью от 50 до 110 пассажиров (в том числе турбовинтовые) сохраняются таможенные пошлины, то есть субсидия фактически возвращается государству в случае заказа иностранного самолета. Однако самолеты этого типа в России массово не производятся. Вступление в ВТО скорее всего снимет и это ограничение.
Между тем лизинговая компания "Ильюшин Финанс Ко" (ИФК) оценивает потребности рынка региональных перевозок на уровне около 200 самолетов до 2030 года, сообщает «Коммерсант». При этом разным регионам страны необходимы различные машины, уверены в ИФК.
В европейской части региональными авиаперевозками занято 11 авиакомпаний, взлетно-посадочные полосы 35 из 36 аэропортов имеют искусственное бетонное покрытие, а характерные дистанции перевозок составляют 200-800 км. Для таких условий больше всего подходят турбовинтовые самолеты ATR-72 и Bombardier Q400.
За Уралом региональными перевозками занимаются около двух десятков компаний, половина из 119 аэропортов имеют грунтовые взлетно-посадочные полосы, а характерные дистанции перевозок составляют от 400 до 3000 км. Этим регионам нужны отечественные Ан-140 и турбореактивный Ан-148.
Также для небольших авиакомпаний больше подходит операционный лизинг, а не финансовый. Первый предполагает аренду, а второй - постепенный выкуп самолета. Операционный лизинг требует от лизингодателя гораздо большего внимания к самолету, так как не исключена передача его в аренду другим перевозчикам после истечения контрактов, но обходится дешевле для авиакомпании.