Правительство РФ прекращает строительство "лесных селекционно-семеноводческих центров", которые предназначены для обработки и хранения семян, а также выращивания посадочного материала с закрытой корневой системой в теплицах.
Финансирование должно было выделяться согласно плану трехлетнего бюджета. В 2011 году деньги на строительство шести центров были действительно выделены. Однако, законом "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" выделение денег на строительство этих центров уже не предусматривалось.
Поскольку подавляющее большинство традиционных лесных питомников в результате лесных реформ последних лет пришло в полный упадок или исчезло, это означает, что в ближайшие годы в России сохранится жесточайший дефицит посадочного материала, необходимого для лесовосстановления, отмечает агентство Infoline.
Россию воспринимают как богатейшую лесную страну, которая интересна для иностранных инвесторов своими правилами, предоставляющими прав вырубки. По оценкам специалистов только около трети наших лесов приходится на районы, которые подходят для эффективного лесного хозяйства.
"Если ты захочешь получить доступ к таким лесам в любом другом месте в мире, тебе придется выложить 25 миллиардов долларов", - говорит The Financial Times (Пер Бриллот (Per Brilloth), работающий исполнительным директором компании Vostok Nafta - одного из главных инвесторов Rusforest.
Шведская Rusforest потратила всего $100 млн взяв в аренду на 49 лет 3 миллиона гектаров территории России. Это сопоставимо с площадью Бельгии.
Крупнейшая в мире компания по производству целлюлозы и бумаги International Paper купила 50% акций одного из крупнейших лесорубов России группы "Илим" за $400 млн. Другие фирмы, включая американскую Denham Capital, японскую Sumitomo Corporation и канадскую TriNorth Capital, вложили в российскую лесную промышленность инвестиции, исчисляемые шестизначными цифрами.
Для расчета разрешенных объемов рубки используется подход, разработанный немецким лесоводом Гартигом в конце XVIII столетия и практически не учитывающий экономическую доступность лесных ресурсов. Существующие объемы заготовки значительно превышают тот уровень, который мог бы считаться неистощимым в длительной перспективе, отмечает в комментарии еженедельнику «Деньги» Алексей Ярошенко, руководитель лесной программы «Гринпис России».
Хозяйственно ценной древесины в большинстве регионов осталось мало, предупреждают эксперты. Одна их причин - отсутствие практики выборочной рубки, которые сохраняют лес как целое и позволяют лесорубам вернуться на такие участки могут уже лет через 10-20. Тотальная вырубка неизбежно приводит к постепенному удорожанию леса и производных в перспективе, так как доставка к перерабатывающим мощностям удлиняется.
«300 км от заготовительной делянки до перерабатывающего предприятия - это экономический предел. И во многих регионах, например в Карелии, Архангельской, Вологодской, Новгородской областях, мы к этой черте приближаемся, - рассказал «Деньгам» заместитель руководителя Федерального агентства лесного хозяйства Николай Кротов.
Кроме рубок, которые иногда выполняют и санитарную функцию, качественные леса уничтожаются стихийными бедствиями и вредителями. Система борьбы с этими факторами разрушена новым лесным законодательством.
«Должен сказать, что наблюдая с борта самолета за территорией края, мы видим, что происходит опустынивание. Там где шумели густые леса сейчас распростерлись бескрайние пустыни. Особенно это видно сейчас, пока еще не появилась зеленая трава. Опустынивание территории приводит к негативным последствиям - к изменению климата, к обмелению рек, пересыханию источников», - констатирует в интервью КП в Чите.
) и.о. руководителя Государственной лесной службы Забайкальского края Леонидом Войта.