Федеральной целевой программой "Развитие гражданской морской техники на период 2009-2016 годов" предусматривается создание нескольких типов экранопланов – авиасудов на динамической воздушной подушки. Экранопланы и экранолеты являются прорывным советским проектом, однако до сих пор не используются.
В частности, ФЦП планируется постройка гражданского экраноплана массой до 50 тонн с составным крылом. Отечественные разработки были показаны американцам и китайцам. Свой экраноплан представила Южная Корея, в то время как ведущая отечественная школа, не имея выхода на внешние рынки и не поддерживаемая и госзаказами, дышит на ладан.
В 90-е в стране строились небольшие экранопланы, далеких от мощи и масштаба военных и транспортных моделей типа "убийцы авианосцев" - советского проекта "Лунь". Малоразмерные суда строились штучно, они имеют ограниченные возможности для эксплуатации и не могут дать заметного транспортного и логистического эффекта.
Читайте также: "Ил-86: трагедия одного самолета"
Кроме старейшего нижегородского КБ, разработавшего легендарные тяжелые советские экранопланы, некие разработки имелись и у КБ "Сухого". В частности, появлялась информация об экранолете С-90, который может использоваться как самолет местных воздушных линий с шасси на воздушной подушке (ШВП), экраноплан и судно на воздушной подушке. Однако о дальнейшей судьбе проекта ничего не известно.
"В России позиция государства обозначена принятием ФЦП, где появился сегмент экранопланов гражданского назначения. Вторым шагом должно стать принятие концепции развития экранопланов гражданского и военного назначения, проект которой уже разработан", - сообщил информированный источник в оборонно-промышленном комплексе агентству "АвиаПорт".
По расчетам Российской академии естественных наук, экранолеты более востребованы в регионах Сибири и Дальнего Востока. Только там в ближайшие 10-15 лет требуется 1500 экранопланов, сообщает АвиаПорт со ссылкой на расчеты РАЕН.
Учитывая то, что в правительстве рассматривается вопрос о создании госкорпорации по освоению Сибири и Дальнего Востока, программа развития экранопланов может приобрести более конкретные очертания.
Читайте также: "МЭР предлагает заселить Сибирь иноземцами"
Также потенциальными заказчиками экранопланов уже обозначили себя Пограничная служба ФСБ России, МЧС России, Роскосмос, региональные власти республики Саха (Якутия), Красноярского края, Республики Коми и Карелии.