Сбербанк России профинансирует открытие нового автосборочного производства на московском заводе ЗИЛ. Список потенциальных партнеров включает в себя Fiat, Hyundai и Proton.
В 1975-1989 гг. московский автозавод им. Ленина ежегодно собирал по 195-210 тыс. грузовиков. В 1990-х объём производства упал до 7,2 тыс. грузовиков (1996), после 2000 года он показал рост до 22 тыс., но затем последовало еще более глубокое падение.
В 2010 году выпуск машин на предприятии сократился до 1,8 тыс. автомобилей в год, компания испытывает серьезнейшие проблемы с реализацией своей продукции на рынке. Задолженность по зарплате составила 38,7 млн рублей, покрывать долги по заработной плате и субсидировать ряд производств пришлось московскому правительству, которому принадлежит 64% акций АМО ЗИЛ.
Все последние годы безрадостную информационную картину вокруг ЗИЛа оживляли сообщения о тех или иных проектах завода, которые пока не принесли видимых успехов. ЗИЛ и Porsche Engineering, будут совместно работать над проектом по созданию кабины для нового грузовика.
Cовместно с Volkswagen AG, которой принадлежит Porsche Engineering ЗиЛ готовился разрабатывать платформу, на которой можно будет выпускать машины разных типов от среднетоннажных грузовиков до небольших автобусов. Однако производство планировалось наладить не в Москве, а на заводе AMO Plant в Риге, а продажи ориентировать на перенасыщенный европейский рынок.
Будущее проекта туманно. На прибалтийском заводе сообщают о том, что почти завершило разработку модели нового грузового автомобиля. Однако Amo Plant не получил заказ на комплектацию 150 автобусов от правительства Москвы.
Теперь московские власти рассчитывают запустить новое производство на столичных мощностях. Причем сделать это планируется уже в этому году.
Премьер-министр Владимир Путин поручил поддержать Минпромторгу и Минэкономразвития ЗИЛ, используя так называемые «спящие контракты». Это восемь соглашений, заключенных c 2005 года, но так и не вступивших в силу.
Из таких партнеров московские власти, которым ЗИЛ принадлежит на 65%, выбрали четырех: Fiat и подконтрольный ей Iveco, южнокорейский концерн Hyundai, а также малайзийский Proton. С ними и ведутся сейчас переговоры, сообщили «Маркеру» в пресс-службе ЗИЛа.
Предполагается, что мощность производства составит 25 тыс. единиц коммерческой техники и 50 тыс. единиц пассажирской техники и обеспечит до 6 тыс. рабочих мест. Минпромторг рекомендовал ЗИЛу сосредоточится на 1-2 партнерах и эксперты не исключают достижения договоренностей с Fiat. Версия красивая, тем более, что более что завод начинал свою историю именно со сборки итальянских грузовичков.
Как сообщает издание, акционером проекта, который обеспечит финансирование, станет Сбербанк. Речь идет о сумме порядка 15 млрд рублей инвестиций на строительство новых зданий, создание инженерно-технического комплекса и полного цикла производства автомобилей, включая производство автокомпонентов. Помимо прочего, планируется организовать сервисный образовательный центр.
Столичные власти уже давно рассматривают территорию ЗИЛа как инвестиционно привлекательную для проектов в сфере недвижимости. Примерно десятая часть заводской территории может быть пущена под застройку.
Летом 2011 года сообщалось, что у ЗИЛа, занимающего сейчас на юге Москвы в пределах Третьего транспортного кольца, порядка 300 гектаров могут отобрать большую часть земли и оставят только 50 гектаров. На территории планировалось построить жилые дома и научно-внедренческий центр высоких технологий. Внешэкономбанк заявлял о планах застроить территорию под большой дата-центр.