"Совкомфлоту" могут передать госпакет акций ОАО "Севморнефтегеофизика". Соответствующее предложение отправлено в правительство. Актив может повысить оценку "Совкомфлота" в преддверии IPO.
Как отмечается в письме главы судоходной компании Сергея Франка на имя Владимира Путина, которое приводит "Коммерсант", передача 100% акций СМНГ в уставный капитал "Совкомфлота" "позволит уже в 2012 году приступить к созданию на базе ОАО "Севморнефтегеофизика" российской морской сейсмической компании мирового уровня с особой специализацией на работе в арктических условиях".
Как отмечается в послании, Совкомфлот", в свою очередь, готов обеспечить инвестиции на обновление флота СМНГ в размере не менее $300 млн. "Севморнефтегеофизика" - крупнейшая в России морская геофизическая компания, занимается морскими сейсмическими исследованиями. Выручка за 2010 год - 3,4 млрд руб., чистая прибыль - 943,85 млн руб.
Противником проекта называют Минэнерго, в то время как за слияние выступают Минтрнас и руководство обеих компаний. В правительстве готовы принять предложенный компаниями вариант, хотя эксперты сомневаются в том, что геофизика является профильным видом деятельности для морского перевозчика.
В прошлом году "Совкомфлот" стал лучшей танкерной компанией мира. Выручка пароходства за 2010 год выросла на 7,4%, до $1,3 млрд. Прибыль до уплаты процентов, налогов, износа и амортизации (EBITDA) снизилась на 3,0%, до $533,3 млн (в 2009 г. - $549,7 млн).
"Совкомфлот" должен стать важнейшей транспортной составляющей в Арктике с учетом планов по добыче полезных ископаемых и развитием Северного морского пути. Собственно, будущее компании в первую очередь связано именно с развитием арктического региона, который загрузит флот и в условиях избытка судов на мировом рынке танкерных перевозок
В 2010 году арктические челночные танкеры типа "Василий Динков" перевезли первые 10 млн т сырой нефти. Погрузка судов происходит со стационарного морского ледостойкого отгрузочного причала (СМЛОП) "Варандей" в Баренцевом море и представляет собой уникальную схему челночных перевозок нефти в субарктических морях. Газовозы компании также совершают рейсы в рамках проекта Сахалин-2.
На конец декабря 2010 года группа владела 135 судами общим дедвейтом в 10,4 млн т. За год были приняты в эксплуатацию 13 новых судов, 4 из которых - танкеры типа "Суэцмакс", 3 танкера типа "Афрамакс", 2 арктических челночных танкера, 2 буксира и 1 танкер типа "Панамакс", 1 ледокольное судно-снабженец добывающих платформ. Ныне компания управляет 156 судами общим дедвейтом около 12 млн тонн.
В качестве партнера Совкомфлота называется и Выборгский судостроительный завод (ВСЗ), совладельцем которого является Николай Шамалов, акционер банка "Россия". На нем уже строятся корпуса двух судов компании.
"Совкомфлот" внесен в план приватизации части крупных активов, доли в которых контролирует государство. По правительственному плану приватизации федерального имущества на 2011-2013 гг., государственную долю в "Совкомфлоте" планируется снизить сначала до 75%, а затем - до 50% плюс одна акция.